Фильм «Сверкающий цианид» 1983 года

Фильм «Сверкающий цианид» 1983 года

Оригинальное название: Sparkling Cyanide.

Экранизация одноименного романа Агаты Кристи.

Несколько человек собирается в ресторане на торжественный ужин по случаю годовщины свадьбы Джорджа и Розмари Бартонов. Вечер заканчивается трагедией — Розмари умирает, отравленная цианидом. Полиция почти уверена в том, что это было самоубийство — у Розмари была депрессия. Но вскоре Джордж получает анонимное письмо, в котором написано, что его жена была убита. Джордж собирается сам расследовать смерть Розмари и для этого собирает в ресторане тех же людей, что присутствовали при убийстве его жены.

У Агаты Кристи были сложные взаимоотношения с киношниками. Какие-то старые обиды, непонравившиеся экранизации. И права на экранизации своих произведений последние лет десять жизни она продавала очень неохотно. Но у ее наследников таких моральных ограничений не было. Поэтому, когда умерли Королева Детектива (в 1976 году) и ее супруг (в 1978 году), наследники начали активно торговать правами на что угодно.

После этого на экраны хлынули экранизации Кристи. В период в 1980 по 1985 годы было выпущено что-то около 25 кинофильмов, телефильмов и сериалов по Кристи. Естественно, это снимала не одна студия. Разные фирмы, в разных частях света снимали очередные экранизации Кристи. Тот же Warner Bros. спонсировал одновременно студии и в США, и в Канаде, и в Англии.

Стэн Маргулис. Известный американский телепродюсер. Чего он только не делал для тамошнего кино. От экранизации «Поющих в терновнике» для ТВ до продюсирования «Вилли Вонки и шоколадной фабрики». И вот этому Маргулису Warner через телеканал CBS подкинул права на Кристи. Хочешь? Хочу. И Стэн взялся за работу. Всего под руководством Маргулиса вышло 3 экранизации Кристи для ТВ. «Простота убийства» 1982 года, «Карибская тайна и «Сверкающий цианид» (оба 1983 года).

«Цианид» был последним фильмом от Маргулиса по Кристи. Его премьера состоялась в ноябре 1983 года.

У романа Кристи была необычная структура. Первую треть романа разные персонажи вспоминали о Розмари, которая умерла год назад. Потому уже был второй ужин в ресторане и вторая смерть. И только в финальной трети романа начиналось расследование. Переносить такое на экран «один в один» — проблематично. Сценаристы фильма не стали изобретать велосипеда и сделали в фильме линейное повествование.

Фильм начинается с того, что Розмари еще жива. Затем ее смерть. Пара недель на расследование. Вторая смерть. Поимка убийцы. Один из любимых приемов Кристи — «давнишнее убийство» — в фильме оказался вычеркнут.

Из фильма выкинули полковника Рейса (к циклу о котором относился роман), разделив его «реплики» между Брауном и отцом Сандры. Под «нож» пошли почти все действия Джорджа в течение года после смерти Розмари — например, покупка дома рядом четой Фаррадеев. Браун из секретного агента стал частным детективом. Тасуя события книги, как им удобно, сценаристы допустили один крупный ляп — фиктивный отъезд Виктора в фильме состоялся уже после смерти Розмари, что рушит логику повествования. В целом, сценарий достаточно аккуратен, но кое-где можно заметить косяки киношников.

Но это всё ерунда по сравнению с тем, что в фильме сменили место действие. Лондон из романа оказался заменен на солнечную Калифорнию. И сценарий подправили в соответствии с локациями. В романе Айрис пытались сбить машиной на английских улицах. В фильме Айрис пытаются утопить, когда она катается на водных лыжах. (А газовый камин в Калифорнии вообще очень трудно объяснить, но он был нужен по сюжету.) От атмосферы романа в фильме осталось не так много.

С подбором актеров создатели фильма намудрили. Айрис в романе 17-18 лет — актрисе, играющую ее в фильме, было 30. Розмари в книге 23 года — актрисе в фильме 34. Джорджу, согласно книге, должно быть 38 лет — в фильме ему 49. А выглядит он еще старше — вот вообще никак он не тянет на любовный интерес со стороны Руфи (которой в фильме почти 40 лет — где-то на 10-12 лет больше, чем в книге). Один-два актера — я бы еще понял, но когда почти все ведущие актеры сильно старше книжных прототипов — это уже тенденция.

Фильм, в целом. Нормальный детектив в формате телевизионного фильма. Сюжет адекватен. Съемки, музыка, актеры — в допуске. Но согласитесь, что Агата Кристи и Калифорния 1980-х не слишком сочетаются меж собой по духу. Так что любителям старых американских детективов — да, смотреть. Любителям Кристи — возможны варианты.

6/10

Поделиться ссылкой:

Фильм «Сверкающий цианид» 1983 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх