Оригинальное название: Klaus: The New Adventures of Santa Claus: Volume 2.
Грант Моррисон — Великий Шотландский Автор Американских Комиксов. Тот, который уже более 30 лет пишет про Бэтменов, Людей-Икс и иже с ними. Но «мейнстрим» занимает не всё время Моррисона. Еще он пишет множество комиксов, не связанных с идолами индустрии — оригинальные истории, которые выходят в самых разных издательствах.
Клаус — это переосмысление Моррисоном Санта-Клауса и прочих западных рождественских атрибутов. Санта-Клаус в его исполнение — это помесь Конана с шаманом. Всегда готовый дать игрушку детям и от души врезать врагам. Могучий воин, маг, в сопровождении бессмертной волчицы. А врагами этого Клауса оказались инопланетяне. (Да, с фантазией у Моррисона всё очень нетривиально.)
В 2015-16 годах в издательстве Boom! Studios вышло 7 выпусков о Клаусе. В этих выпусках публике был представлен «ориджин» Клауса — кто такой, откуда взялся, как победил своих первых врагов. Заканчивалась история на том, что Клаус покидал родные края, чтобы путешествовать по свету. (Радовать детишек на рождество по всему миру.) В том же 2016 году эти 7 выпусков были изданы отдельной книгой.
И вот после того, как основная серия о Клаусе была завершена, Моррисон взялся выпускать по одной истории о персонаже каждый год. В виде ваншотов на 40-50 страниц. Выходили эти новые истории, понятно, ближе к Рождеству. В 2016-19 годах вышло 4 таких истории. Позже эти 4 истории были выпущены в виде двух сборников.
В 2019 году издательство Фанзон выпустило в России 2 книги о Клаусе. «Клаус» — это оригинальные 7 выпусков серии. «Клаус. Новые приключения Санта-Клауса» — это первые два ваншота Моррисона о Клаусе, 2016-17 годов — «Клаус и Ведьма Зимы» и «Клаус и Кризис в Рождествилле». В виде такого сборника истории на западе были впервые изданы в 2018 году.
(Третий сборник о Клаусе на западе вышел в 2021 году. В России его издавать уже не стали. Потому что первые две книги у нас продавались не очень и стали завсегдатаями распродаж.)
Оригинальная серия о Клаусе — это смесь супергероики и рождественских традиций. Типичные постмодерновые переосмысления — то, что любит и во что умеет Моррисон. Сама история на троечку, но подача выводила ее на уровень «можно и почитать». К сожалению, в продолжениях похождений Клауса весь этот постмодерн потускнел и приелся, а больше Моррисону в рамках такой истории предложить было нечего.
«Ведьма Зимы». Ведьма, много лет мирно спала во льдах, но из-за глобального потепления проснулась и начала чудить. Ее слуги похитили двух детей и Клаус (вернувшийся на Землю после десятилетий плена на Луне) отправляется их спасать. Клаус выясняет, что Ведьма обосновалась в его бывшей мастерской и теперь там вместо игрушек производят солдат из волшебной древесины. Смешать Снежную Королеву и Пиноккио — есть тут и свои Кай с Гердой, и свой Джеппетто (папа Карло в отечественной переделке сказки). Добавить актуальной риторики (глобальное потепление). Готов сюжет. И ничего интересного.
«Кризис в Рождествилле». В городе Рождествилль корпорация «Пола-Кола» похищает людей. Взрослых делает Санта-Клаусами, а детей отдает инопланетянам, которые «извлекают» из них всё воображение. Однажды корпорация похищают семью старой знакомой Клауса и он отправляется в Рождествилль, чтобы навести там порядок. А помогают ему в этом русские Дед Мороз и Снегурочка. И снова заигрывания Моррисона с массовой культурой — Кока-Кола и их «товарный знак» на Санта-Клаусов в красных шубах. И снова ничего интересного.
Проблема обоих историй в том, что сюжеты в них никакие. То есть, россыпь аллюзий от Моррисона в комиксах — это интересно и местами забавно. А вот сюжеты — типовая штамповка. Пропадают дети, Клаус отправляется их спасать, огребает от злодея, находит союзников, побеждает злодея, удаляется в закат. И оригинал не поражал воображения сюжетными перипетиями, а продолжения свелись к настолько пустым историям, что читать там особо нечего. Разве что кому будет интересно поковыряться в очередной порции «приколов» от Моррисона.
Всю серию о Клаусе (оригинальную серию и все продолжения) рисовал один художник. Дэн Мора. Безвестный художник из Коста Рики, который прижился в DC и рисует там всяких Бэтменов. Рисунок у Моры ну… своеобразный, скажем так. Проработанный, детализованный, нестандартный. Но его стиль далеко не каждому понравится.
Две истории в «Новых приключениях Санта-Клауса» — это меньше 100 страниц. Чтобы «растянуть» книгу ну хотя бы на приличествующие 128 страниц, Фанзон добавил в нее наброски Моры и разные варианты обложек. Интереснее книга от этого не стала.
5/10