“НАС3” был создан Моррисоном в период его передышки от больших серий. В 2004 году Моррисон ушел из Марвел, написал несколько мини-серий для Vertigo, и в 2005 году ушел заниматься глобальным перепахиванием вселенной DC. Созданных в это межсезонье мини-серии для Vertigo было три. Две из них, Seaguy и Vimanarama, на русском пока не выходили, а вот “WE3” на русском вышла в 2016 году силами “Азбуки”.
“WE3” (хитромудрое сокращение от “Animal Weapon 3”, в русском переводе превратившееся в “НАС3” — “Новейшие Анималистические Системы 3”) — мини-серия из трех выпусков, выходившая с августа 2004 года по январь 2005 года (выпуск раз в два месяца). Летом 2005 года эти выпуски вышли под одной обложкой (софт на 104 страницы). В августе 2011 года вышло делюкс издание в харде. В делюксе, помимо комментариев Моррисона и Куайтли, а также всяких набросков и эскизов, были добавлены 10 страниц в сам комикс — первого издания я не видел, так что какие страниц добавлены в новом издании, и играют они хоть какую-то роль, сказать не могу. Получилась книга на 144 страницы. В феврале 2014 года вышла книга «WE3 New Edition”, но она полностью совпадает по содержанию с делюксом, просто обложка чуть другая и издана в софте. Русское издание от “Азбуки” повторяет делюкс 2011 года.
Нарисовал комикс Фрэнк Куайтли, давний напарник Моррисона, с которым он работал с середины 90-х. Ранние их совместные работы не так известны, но затем Моррисон протащил Куайтли в DC, где они на пару развернулись. К их совместным работам относятся разнообразные Бэтмены, Лиги и главное совместное достижение — лимитка “Супермен. Все звезды”.
Так. Чего Моррисон наворотил здесь. Большие, нашпигованные вооружением роботы, управляемые сидящим внутри зверьком. Ба, да это же меха. Генетические эксперименты над животными — где-то я такое уже слышал. Списывание в утиль геннодопиленных подопытных при появлении следующего, еще более навороченного, поколения — будто снова фильм “Солдат” с Куртом Расселом посмотрел. И, наконец, зверушки, ищущие “дом” — это так совсем архетип, еще со времен “Каштанки”. Ничто не ново.
Американские военные проводят исследования по применению животных в военных целях. Короче, берется животина, сажается в меху. Меха снабжается самым разным оружием, включая ракеты “земля — воздух”. Животным вправляют мозги, чтобы они понимали что к чему, и отправляют насаждать демократию американского образца. НАС3 — это трое животных: собака, кот и кролик. Сколько-то времени они сражаются на благо Америки, а потом их решают утилизировать, потому как разработали более совершенную систему НАС4. Добрая тетя доктор, которая занималась НАС3, выключила свой мозг, включила чувства и выпустила НАС3 на волю. Жалко ей, мать ее, зверюшек стало. Собака, кот и кролик на воле ищут что-то абстрактное, что в их памяти сохранилось как просто непонятное слово “дом”. А военные пытаются зверей перехватить и убить.
Короче, это трэш. Чистый, незамутненный трэшак. С зияющими дырами в сценарии и обилием крови. И кишок. И еще кишок. Больше кишок для бога кишок. Звери в экзоскелетах — нахер звери там вообще нужны, если военные легко управляют боевой машиной с пульта. Чего, дроны уже не в моде? Домашние животные, похищенные военными для участие в экспериментах. Чего, для участия в миллиардном военном эксперименте в питомнике животину уже купить недостаточно? Зато этот ход позволил Моррисону разместить на трех обложках оригинальных выпусков объявления типа “Потерялся кролик Пират”, написанные детским почерком. Трогательная слезодавилка, но лучше не вдумываться. Команда зверей, вернувшихся с задания, на базе находится в бронекостюмах, снабженных полным боекомплектом. Даже после того, как было принято решение пускать зверей в расход, их никто не разоружил. А, ну да, как бы они потом по сценарию устраивали бы геноцид американской армии. Чтобы животные не молча бегали весь комикс, добрые военные снабдили их речью (кстати, прикольно читать их односложные диалоги из обрывков слов). Опустим момент, что кролик заговорил на английском, но зачем вообще боевой машине речь? И так далее.
Первый выпуск — знакомство с персонажами и их побег. Второй — побоище, учиненное маленькими пушистиками американской армии. Третий — битва с НАС4 (ну, а как же без этого) и хэппи-энд. И всё бы это было из разряда прочитать и забыть, если бы не одно но. Рисунок.
Рисунок здесь просто потрясающий. Куайтли создал прекрасный рисунок. Такой, что драйв буквально брызжет с каждой страницы. Листаешь книжку, а такое ощущение будто навороченный блокбастер смотришь. Уничтожение Герреры в начале, побоище с солдатами в лесу, сцены на мосту, разборка с питбулем. Как говорил Траволта в “Пароль “Рыба-Меч”: “Мозги чувствуются на вкус”. Еще к плюсам рисунка можно отнести сцену побега животных из лаборатории. Она сделана в виде кадров с камер наблюдения, с специально зашумленным рисунком. Шесть страниц, по 18 кадров на страницу. Более сотни кадров, в которых действие движется крошечными шажками, создают очень неплохой саспенс.
Итого. Рисунок. Единственное, ради чего можно полистать эту книгу. А ради чего еще? Не из-за психологизма, богатого внутреннего мира героев и необычных поворотов сюжета же? Хотя если нравится, как американских военных рвут на тряпочки, то эту часть можно даже перечитать.
7 / 10