Дуглас Престон, Линкольн Чайлд — Реликт (1995)

Дуглас Престон, Линкольн Чайлд — Реликт (1995)

Оригинальное название: Douglas Preston, Lincoln Child — The Relic.

Первый роман из цикла о Пендергасте. И первый роман дуэта Престон/Чайлд.

В Нью-Йоркском музее естественной истории готовят к открытию новую выставку «Суеверия». В это время в музее начинаются убийства — их совершает таинственный зверь, обитающий в подвалах музея. Разобраться со зверем пытаются агенты ФБР, полицейские Нью-Йорка и сотрудники музея.

Добрался я всё-таки до серии об Алоизии Пендергасте. Пока добирался, в ней уже больше десятка романов вышло. А этот самый «Реликт» на русском впервые издавался еще в 1998 году, двадцать с лишним лет назад. Ну, лучше поздно, чем вообще никак.

Так, и чего же я там прочитал? Археологическая экспедиция в какую-то Папуасию мрет в полном составе. А собранные ими артефакты доставляют в музей. И с тех пор в музее поселяется зло. (с)

Когда количество трупов в музее превышает предписанные СанПиНом нормы, то к расследованию подключаются официальные структуры.

Номинальный главный герой — ФБР-овец Пендергаст. Авторы банально переборщили с загадочностью персонажа. Первые полкниги Пендергаст вообще показан исключительно глазами других людей, которые видят, иногда мельком, что Пендергаст делает или говорит. И только во второй половине книги Пендергасту начинают посвящать отдельные главы.

Работники музея. Ученые, журналист. Их терки, разбирательства, исследования. Их попытки разобраться в ситуации — это то, что составляет большую часть расследования в книге. Одна из ученых, Марго, и является, по хорошему, главным героем этой книги.

Первые две трети роман откровенно скучен. Шаблонные персонажи занимаются шаблонными делами. Не раз и не два думаешь, что книгу надо бросать. Затем авторы включают форсаж и начинают обыгрывать ситуацию с «Чужим»: некоммуникабельная тварь в замкнутом пространстве с обратным отсчетом людей. Короче, куча народу оказывается заперта в музее, а подвальный монстр решает устроить себе пиршество. И где-то с этого момента книга становится значительно интереснее. Но не умней.

Пока читаешь книгу, то отчетливо понимаешь, где надо искать истоки вдохновения авторов. Археологические экспедиции, музеи, таинственный монстр, беготня по коридорам с воплями «а-а-а-а-а». Ба, да это же старые добрые ужастики. Те, которые еще в 30-е снимали. Только в «Реликте» у героев фонарики помощнее и рации есть.

Не, серьезно. Авторы взяли старый кондовый сюжет про очередного монстра и переписали его заново. Причем, даже не особо старались с вариациями на классику. Персонажи — шаблон на шаблоне. Умный следак из ФБР. Отважный полицейский. Пройдоха журналист. Престарелый ученый. Молодой ученый. Начальство — интриганы. («Мы не можем закрыть выставку» в «Реликте» звучит очень уж похоже на «Мы не можем закрыть пляж» из одного известного романа Бенчли.) Тупой агент ФБР, который всё портит. Не надо быть знатоком такого рода литературы (или кинематографа), чтобы сильно заранее предугадать все выверты сюжета «Реликта».

Отличие «Реликта» от предшественников только одно, но очень важное. Авторы постарались подвести под весь происходящий в книге бардак научный базис. Вирусы, эволюция, антропология, ДНК — будьте готовы к пространным объяснениям по поводу и без. С одной стороны — считайте это изюминкой. С другой — созданию Франкенштейна, Фредди Крюгеру и Дракуле не нужны были научные обоснования, чтобы пугать людей. Лучше бы Престон и Чайлд сосредоточились на том, как зверь гоняет спецназовцев по коридорам, чем много страниц подряд тереть за его гликотетраглициновый колладеноид.

Не, книга интересная. Особенно, если длинноты начала пролистать побыстрее. Остальное всё бодро и динамично. Эдакий готовый сценарий для голливудского экша — и актеры, которых авторы представляли себе в экранизации, угадываются на раз. С другой стороны — надо быть очень сильно неискушенным в такой литературе читателем, чтобы не заметить тонны заимствований в «Реликте». Для начала серии нормально — надо будет почитать из нее что-нибудь еще.

(Оценка больше за легкость чтения второй половины книги, чем за ее художественные достоинства.)

7 / 10

Поделиться ссылкой:

Дуглас Престон, Линкольн Чайлд — Реликт (1995)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх