Одиннадцатый рассказ Гаррисона.
Библиотечный робот Файлер изучил все книги во вверенной ему организации. Проанализировал всю полученную информацию, разложил по своим блокам памяти. Практически всё понял. Одно оставалось для робота загадкой — штука под названием «любовь». Файлер решает изучить это понятие подробнее — к тому же ему выдался «удобный случай». В городе проходит бал-маскарад, куда Файлер может проникнуть не узнанным — «переодевшись» человеком.
Был такой фантастический журнал — «Fantastic Universe». Во второй половине 1950-х редактором этого журнала был Ханс Стефан Сантессон. Сантессон любил покупать рисунки у художников «впрок». То есть он покупал понравившиеся ему рисунки для «Fantastic Universe» у разных художников и уже потом думал, как бы эти рисунки приспособить к журналу. Гаррисон писал, что у Сантессона был большой архив рисунков и там всегда было, что подобрать практически к любому тексту. Но некоторые рисунки были уж очень специфичны по сюжету, чтобы их можно было «воткнуть» просто так.
Был такой художник — Вирджил Финлей. Довольно известный в то время. Сантессон регулярно покупал для журнала работы Финлея. Посмотрите картинку вверху статьи. Это номер «Fantastic Universe» за март 1958 года. Рисунок — очевидно, это маскарад. Пара снимает маски. «Он» оказывается железным роботом. Дама в шоке.
Вот эту красоту нарисовал Финлей. А Сантессон эту красоту купил. Вот только очень проблематично подобрать произведение под такой рисунок. Сантессон подумал-подумал, да и обратился к другу журнала — писателю-фантасту Гаррисону.
Из первых одиннадцати напечатанных фантастических рассказов Гаррисона — пять напечатал именно «Fantastic Universe». И еще пять журнал опубликует позже. Так что когда Сантессон попросил Гаррисона написать что-нибудь, что подходило под рисунок Финлея, Гаррисон не отказался.
Так появился «Робот, который хотел всё знать». Гаррисон придумал завязку о любопытном роботе и плавно подвел историю к ключевому моменту — снятие масок на балу. И закончил рассказ трагедией робота — «разрывом сердца», то есть заклинившим маслонасосом.
Только вот Гаррисон сам тогда не верил, что рассказ получился вполне себе неплохим — лиричным и с ненавязчивым юмором — а потому опубликовал его под псевдонимом Феликс Бойд.
«Робот, который хотел всё знать» не был первым опытом Гаррисона создания истории по картинке. В 1957 году писатель уже написал рассказ «Радушная встреча» для связки «рисунок Финлея — журнал Сатессона». Так что «Робот» — это второй и последний подобный опыт для Гаррисона. Что касается псевдонима Феликс Бойд, то «Робот, который…» стал третьим и последним случаем использования Гаррисоном этого псевдонима.
«Fantastic Universe» еще успел пару раз успел перепечатать этот рассказ в своих сборниках — всё так же под псевдонимом Феликс Бойд. А в 1962 году Гаррисон включил «Робота» в свой первый сборник рассказов «Война с роботами» — и этим раскрыл псевдоним Бойда. В последующие годы рассказ неоднократно переиздавался уже под псевдонимом «Гарри Гаррисон».
Такая вот история, как из услуги другу получилась вечнозеленая классика популярного автора-фантаста.
7/10