Жан-Кристоф Гранже — Пассажир (2011)

Жан-Кристоф Гранже — Пассажир (2011)

Девятый роман Гранже. Вышел 1 сентября 2011 года.

Оригинальное название: Jean-Christophe Grangé — Le Passager.

После «Пурпурных рек», лучший роман Гранже. При том, что стиль писателя остается неизменным. Это «сухой» язык. Странные и излишние описания. Кровавые убийства, со смакованием физиологических подробностей. (Это привычно, и не особо трогает, а вот всяческие описания мерзостей способны пробрать — взять хоть эпизоды с избиением женщины в Марселе, или попытки орального секса среди пьяных бомжей.) Психически неровные персонажи, и самые неровные из них носят полицейскую форму. Уже не первый раз у Гранже, поминания дурным словом Чили пиночетовских времен. Наемники, спецслужбы, военные. В общем, всё как всегда у Гранже. Эдакое балансирование триллера на границе с откровенным трэшаком. А переступает эту границу Гранже или нет — каждый из читателей решает для себя сам. Как обычно.

Даже традиция Гранже вставлять в почти каждый свой роман элемент фантастического в «Пассажире» сохранена. В этом романе таким элементом являются чудо-препараты, которые вызывают у людей запланированные болезни психиатрического толка.

Как всегда, так как всегда. Так почему лучший? Потому что на этот раз Гранже смог придумать просто отличный сюжет. Таких замуток мне не то что у данного конкретно писателя, а вообще в литературе еще не попадалось.

Итак. Серийный убийца. Убивает. Каждое его убийство обыгрывает какой-то миф. Минотавр. Икар. Уран. И есть несколько персонажей, которые пытаются найти этого серийного убийцу. Это полицейская Анаис Шатле. Психиатры Матиас Фрер и Франсуа Кубела. Художник Нарцисс. Алкаш и бомж Виктор Януш. Специалист по изготовлению фальшивых документов Анри Шаплен. А загвоздка в том, что все эти перечисленные персонажи умещаются в два человеческих тела.

С Анаис Шатле всё понятно. Любимый архетип Гранже. Полицейская. Психотравма детства. Склонна к разнообразным психическим припадкам. Сейчас сидит на колесах, и любит спорить с начальством.

Со вторым туловом всё сложнее. То, что я выше перечислил имена — это даже не спойлер. По этим именам названы части романа, и в каждой из частей действует соответствующий персонаж. И все они есть один Матиас Фрер.

Фишкой этого романа стала болезнь, под названием «психотическое бегство», или как-то так. В книге этот синдром называется «пассажир без багажа». Под воздействием какого-либо стресса человек сначала теряет память, а затем придумывает себе личность с нуля. И о своей прошлой жизни человек уже ничего не помнит.

И вот в «Пассажире» психиатр из Бордо Матиас Фрер, совершенно случайно оказавшийся замешанным в одно из убийств мифологического убийцы, понимает, что он является «пассажиром без багажа». И что совсем недавно он был марсельским бомжом Виктором. Далее выясняется, что Виктор тоже не изначальная его личина. Фрер пускается в путешествие, докапываясь до каждой из своих предыдущих личностей. Пытаясь определить, кто же он такой на самом деле. Поиски Фрера осложняются тем, что полиция пытается задержать его, считая его тем самым мифологическим убийцей. А какие-то неизвестные ему наемники постоянно пытаются его убить.

Какова идея, а? Невиновный подозреваемый, который пытается сам докопаться до истины — это идея не новая. Но как обыграно это в «Пассажире»! Сегодня ты лечишь психов, завтра чувствуешь себя своим среди бухающих бомжей, а послезавтра сам оказываешься пациентом скорбного дома. Чтобы еще через день выяснить, что у тебя знатная репутация в криминальных кругах. И при этом, учитывая тоскливое состояние психики героя, до самого конца сохраняется возможность, что герой и убийца одно лицо.

Минусы в романе есть. Некоторые логические ошибки, но роман очень большой и путаница не так бросается в глаза. Нелепые совпадения, двигающие сюжет. Невероятная удачливость Фрера — слишком часто он буквально чудом выпутывается из неприятностей. Ну и Шатле — такой типаж в романах Гранже уже успел несколько поднадоесть. Также, как и кочующие по произведениям писателя мутные спецслужбы. Но всё это мелочи — роман написан с таким драйвом, что на это всё не обращаешь внимания. Плюс у романа шикарный открытый финал, который, правда, судя по отзывам в инете, понравился немногим. Мне вот понравился. Да и весь роман мне понравился.

9 / 10

Поделиться ссылкой:

Жан-Кристоф Гранже — Пассажир (2011)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх