Вот и Opeth, вслед за многими другими, перебрался на лейбл Nuclear Blast. Причем перебрался в последний момент, уже имея на руках почти готовый альбом. Так что у пиарщиков Наклеров оставалось совсем немного времени (в июне 2016 подписали договор, в сентябре вышел альбом), чтобы излюбить мозги слушателей этим альбомом. Впрочем, альбому это не помешало отлично продаться, и установить какие-то там чартовые рекорды.
Конкретно для России, переход группы на Nuclear Blast означал, что альбом будет официально издан и у нас. А то ведь пока группа сидела на Roadrunner Records, те относились к нашему рынку фиговенько, и последние два альбома группы, 2011 и 2014 годов, у нас вообще не были изданы официально.
Двенадцатый альбом Opeth, «Sorceress», вышел 30 сентября 2016 года. Варианты издания. CD в стекле. Диджипак с бонусным диском (на нем два студийных трека и три лайва). Издание на двух винилах — к треклисту альбому на них добавлены два студийных трека с бонусного диска. Какое-то совсем уж топовое издание, в котором помимо двух CD добавлен DVD — на нем был записан «Sorceress» с мультиканальным звуком. И, разумеется, разнообразные боксы, в которых объединяли разные издания — в основном, 2CD+2LP. В России альбом издал «Союз», и только вариант с двумя дисками в диджипаке. Издание «Союза» я и купил.
Оформление. Шестиполосный диджипак. Весь диджипак украшен странными красивыми картинами, а кроме панели с треклистом, нигде текста более нет. Даже на обложке отказались от написания названия группы и альбома. Буклет на двадцать страниц. В буклете тексты песен (все, включая две бонусных), состав группы, информация о записи, фотографии участников группы в виде сильно зафотошопленных старинных портретов. В издании есть косяк — перепутана накатка на диски: диск с надпись «disc 1» на самом деле бонусный, и наоборот.
Слушаем. Понятно, что дэта от Opeth уже никогда не дождешься, но и последние их работы были вполне слушабельными. Ключевое слово «были». Потому как этот альбом разочаровал от слова совсем. В буклете написано, что весь альбом был записан за 12 дней. Лучше бы потратили еще 12 дней, и привели в порядок качество записи. А то я не понимаю — почему современный альбом топовой группы звучит, как бутлег Jethro Tull 70-х годов.
Ориентиры для творчества понятны — арт-рок 70-х. Я в этих группах не силен, но явно попользовались идеями Jethro Tull и, отчасти, Deep Purple (хоть они и из другой оперы). Пол альбома отдано под акустику. «Persephone» («Nothing Else Matters» Метлы и «Born To Touch Your Feelings» Скорпов), «Will of the Wisp», «Sorceress 2», «The Seventh Sojourn» (наистандартнейшие восточные мотивы) — это полностью на переборчиках и треньканье. Плюс к этому бодро начинающаяся «The Wilde Flowers» с середины песни тоже скатывается в что-то спокойно-умиротворяющее. У «Chrysalis» под расслабуху отданы последние две минуты. У «Strange Brew» первые две минуты спокойные клавиши, да небольшие переборы. У «A Fleeting Glance» первые три минуты.
Короче, на альбоме только две песни, полностью выдержанные в стиле рок. «Sorceress» и «Era». И рок в исполнении Opeth теперь звучит так. Херово записанные ударные, будто с мониторов на диктофон писали — громко и гулко. Что не забили барабаны, там главенствует Хаммонд. Что-то неаккуратное и визгливое, будто обдолбанный Лорд. Про гитару вспоминают только в редких соло, остальное время она долбит однообразный ритм. Окерфельдт пытается подражать каким-то героем сорокалетней давности — скорее всего Яну Андерсону и Кену Хенсли. Получается у него слишком высоко, и от этого отдает какой-то неестественностью. (В спокойных номерах Майкл поет нормальным голосом, и получается значительно приличнее.)
На бонусном диске простенькая «The Ward», от которой веет простотой советских ВИА, и еще один диппёпловский тяжелый блюзец «Spring MCMLXXIV». Последний трек, кстати, записан очень прилично, и по звуку лучше песен из основного треклиста.
И три концертных трека, записанные в 2015 году в Болгарии. «Cusp of Eternity» звучит даже лучше, чем на альбоме 2014 года. «Voice of Treason», с того же альбома, как была дрянью, так и осталась. А старенькая «The Drapery Falls» как была шедевром, так и осталась, к тому же это единственная песня на релизе, где можно услышать гроул Окерфельдта.
В общем, несколько сильных рок-номеров, но записанных с паршивым звуком, всё остальное баюкающие колыбельные, как логичное продолжение «Pale Communion». Как-то это плохо похоже на развитие группы, скорее на топтание на месте и регресс.
4 / 10