Оригинальное название: Marcin A. Guzek — Szare Płaszcze: Rubież.
Второй роман трилогии «Орден Серых Плащей». Вышел в июне 2019 года.
Гузек — польский автор фэнтези. В 2017 году он дебютировал романом, который в русском издании получил длиннющее название «Застава на окраине Империи. Командория 54». Фэнтезийное средневековье. В «главной роли» — Серые Плащи, которые борются со всякой разной магией. Помесь инквизиции и ведьмаков. Роман представлял собой сборник рассказов (разные дела Серых Плащей), на тонкую нитку связанных между собой условным «магистральным» сюжетом. Собственно, роман таким получился потому, что Гузек некоторые истории из него ранее издавал, как отдельные рассказы. «Командория 54» шедевром не был, но это было вполне себе крепкий дебют в жанре слегка темного фэнтези. Без откровений, но написано было бойким языком и потому легко читалось. Знаете, такое легкое очарование юношеско-дебютантской наивности.
После выхода «Командории» Гузек взялся писать его продолжение. «Граница Империи». После событий первого романа прошло 5 лет. Герои первого романа разошлись и занимаются разными делами на службе Ордена Серых Плашей. Магичка обосновалась у магов Ордена. Отморозок занимается сольным истреблением ведьм. Руководитель управляет новой Командорией. Шут стал квартирмейстером у Руководителя. И так далее. И в это время в Империи начинаются события, которые заставят активизироваться всех бывших рекрутов Командории 54.
При чтении моментально в глаза бросается, что Гузек перешел черту между «любитель фантастики, который решил, что он может писать не хуже, чем его кумиры» и «писатель, у которого контракты, сроки, третья корректура и надо хоть что-то уже выдать, пока издатель к черту не послал». Потому что «Командория» была вторичной, но местами интересной поделкой, а «Граница» — это всё такая же вторичная, но при этой нудная и тяжеловесная ерунда.
Теперь это уже не роман в рассказах, это как бы «масштабное полотно» из нескольких переплетенных историй. Которые Гузек попытался уместить в небольшую книжку. (В русском издании романа 352 страницы с довольно большим шрифтом.) Маги Ордена пытаются не допустить очередного явления могучего демона. Соседние племена собираются напасть на Империю и Орден пытается объединить местных магнатов, чтобы совместными усилиями навалять дикарям. Местная Санса Старк рвется к власти, пытаясь избавиться и от отца, и от брата. Будущий Император шляется по приграничным территориям, чтобы «самому оценить степень угрозы». Натаниэль, главный герой первого романа, думает, как разорвать связи со своей могущественной семьей. И так далее, и тому подобное.
Гузек сделал замах на рубль. Ожидаемо, удар получился на полушку. Ни одна из линий толком не показана. Везде логически ляпы и «неожиданные» рояли. Какой-то калейдоскоп упущенных возможностей, а не роман. Будто автор пытался написать свою собственную «Игру престолов», но, за недостатком умения (времени, фантазии) у него эта «Игра» получилась в пересказе Донцовой.
Да, вот еще что — в первом романе Гузек вот вообще никак не жалел персонажей. Из числа «главных героев» (рекрутов Ордена) только чуть больше половины добрались до финала. И смерти персонажей всегда были неожиданными. (Привет, Нед Старк.) В «Границе» Гузек вдруг принялся всех основных персонажей жалеть — ни один из персонажей первого романа, доживших до второго романа, в нем не погибнет. Есть там несколько смертей «хороших ребят» — новых рекрутов Ордена. Но все эти новички прописаны настолько схематично, что их гибель вот вообще никак не задевает. Не то, чтобы смерть главгероев была так уж важна, но первоначальное темное фэнтези Гузека становится всё более светлым.
В 2021 году Гузек выпустил заключительную часть трилогии об Ордене, «Слава Империи». Вот только после невнятного второго романа мне вообще не хочется читать о том, чем там всё кончится. Потому что не интересно. Поляк не смог во втором романе придумать ничего такого, чтобы меня зацепило и заставило хотеть познакомиться с продолжением истории. Надо было либо меньше интриг, либо больше страниц, либо больше умения — а в таком виде «Граница Империи» всего лишь схематичный расширенный синопсис, а не нормальное произведение.
5/10