Дебютный альбом московской группы Mortem. Вышел в 1993 году.
Насчет «дебютности» — тут есть некоторые разночтения. Mortem появился в конце 1980-х. Тогда еще группа отзывалась на Abhorrent, а название Mortem возникло только в 1990. В 1991 году группа записала «Born by Evil» — получасовую кассету с 7 песнями. Вот этот «Born by Evil» никогда официально не выпускался и имел хождения только в перезаписи «из рук в руки». Поэтому в анналах за этой записью закрепилось понятие «демо». Но некоторые персонажи и сайты уверяют, что «Born by Evil» вполне себе официальный дебютник, который просто не получил должного распространения.
А вот «Amputator» распространение получил. Записанный в 1993 году альбом был через Moroz Records и MetalAgen Records выпущен аж на винилах. И только на винилах. CD-издания тогда не выпускалось. Очень спорное решение, потому что в 1990-х винилы стремительно теряли позиции на рынке. (Виниловый ренессанс произойдет только лет через 15.)
На CD «Amputator» впервые вышел в 2004 году. Союз (совместно с MetalAgen) тогда сделал издание. Джевел со слипкейсом — и с оригинальным треклистом.
В 2021 году казахстанский лейбл Careless Records переиздал альбом — в очередной раз сделав ремастеринг звука. Оригинальный треклист, диджипак и лимитированный тираж в 100 экземпляров.
И в 2022 году московский лейбл Coyote Records (знатные специалисты по всякой брутальщине) в очередной раз переиздал «Amputator». Диджипак. Тираж в 300 экземпляров. И, впервые, на одном диске, было записано 2 версии альбома — поздние ремастеры и оригинальный звук, с которым альбом когда-то издавался на виниле.
Две версии альбома легко уместились на один CD потому, что продолжительность альбома была невелика. 8 песен. 27 минут. Даже короче, чем «Born by Evil».
«Amputator» — это грубый, брутальный death metal. В духе раннего Cannibal Corpse (самого раннего — первых двух-трех альбомов, что логично). Минимум мелодики, максимум долбы и рёва. Как на первых секундах альбома начинается довольно однообразный дэт, так он ровненько идёт до самых последних секунд альбома.
Качество записи… ну, тут всё очень грустно. Гитара хрипит. Бас ухает так, что забивает большую часть музыкальной палитры. Вокал в миксе задвинули куда-то очень глубоко. И это особенно печально — у вокалиста Mortem очень приличный гроул, но качество записи нивелирует все его достоинства. Запись была убогой что в 1993 году, что на ремастере 2004 года. (Остальные версии я не слышал.)
Отношение к альбому двойственное. Да, один из первых альбомов в жанре brutal death в России. Уже одним этим фактом «Amputator» (а слово-то, похоже, выдуманное) застолбил себе место в истории. И потому может вызвать чувства ностальгии у определенной прослойки отечественных любителей тяжмета. С другой стороны — альбом не был шедевром даже в 1993 году. Вторичный, неважно записанный. Если бы не это не было «своё, родное», то альбом прошел бы незамеченный вообще всеми. Но, судя по тому, что альбом периодически переиздают, на эту «классику» находятся свои ценители.
5/10
Как вы правильно подметили, этот альбом имеет ценность только потому, что Made in Russia. По факту — проходняк