Оригинальное название: Arkham Asylum: Living Hell.
Уоррен Уайт — бизнесмен, укравший десятки миллионов долларов. Его арестовали и, чтобы избежать тюрьмы, на суде Уайт напирает на свою невменяемость. Судья «идёт навстречу» Уайту — признает его безумный и… определяет в Аркхем. Сумасшедший дом, в котором содержатся все суперзлодеи Готэма. В Аркхеме Уайт борется за свою жизнь, в окружении самых отмороженных врагов Бэтмена.
Словосочетание «Arkham Asylum» у нас всё больше ассоциируется либо с легендарным комиксом Гранта Моррисона 1989 года с тем же названием, либо с компьютерной игрой «Batman: Arkham Asylum«. Однако, в Америке это словосочетание расхожее и использовалось в десятках разных комиксов. В том числе и в мини-серии Дэна Слотта. Его «Лечебница Аркхем. Ад на земле» — это 6 выпусков, выходивших с июля по декабрь 2003 года.
Да, слова «Бэтмен» в названии оригинальной серии не было. Не было его на обложках оригинальных выпусков, не было его на первом издании всех выпусков под одной обложкой в 2004 году. А вот на переизданиях (и на русском издании, которое выпустила «Азбука» в 2020 году) слово «Бэтмен» появилось. Почему? Потому что Мышь — драйвер продаж. И пофиг маркетологам было на то, что Уэйн в этом комиксе только «гостит» — эпизодически появляется в 2 выпусках из 6.
Автор комикса, Дэн Слотт, был в 1990-х «поденщиком» в DC и Marvel. Занимался несколькими второстепенными сериями. Затем он подал заявку на лимитку про Аркхем. DC дало ему шанс. Серия вышла, серия стала популярной. Слотт «приобрел вес». Забавно тут то, что после этого лучшее предложение Слотту сделал Марвел. И после этого в DC Слотт еще что-то по мелочи писал, а вот в Марвел он много лет вел топовые серии (Человек-Паук, Мстители).
Рисовал «Аркхем» Райан Сук. На тот момент еще новичок, но с хорошей репутацией. Позже он сосредоточится на рисовании не столько комиксов, сколько обложек для них. Сотни разных комиксов от самых разных издательств будут выпущены именно с обложками Сука. Примеры его графики разбросаны по этому тексту. А неплохо дядька рисует. Хоть и несколько старомодно.
В «Аде на земле» есть «сквозной» сюжет, но он такой… пунктирный. Слотт делал не «горизонтальный» сериал, а, скорее, антологию. Уайт в Аркхеме, встречается с разными… кхм… людьми. И в каждом выпуске рассказывается история кого-то еще, а Уайт в этой истории присутствует либо как участник, либо как мимо проходящий персонаж. Заканчивается история тем, что Этриган выносит очередных демонов, а Уайт «находит себя».
Слотт в своей истории использует как знакомых по Бэт-комиксам персонажей, так и придуманных специально для «Ада на земле». Любителям «Batman: Arkham Asylum» будет интересно узнать, что Аарон Кэш впервые появился именно в этом комиксе — и здесь же рассказывается, как он потерял свою руку. И еще Шалтай-Болтай, Джейн Доу и куча других персонажей тоже были придуманы Слоттом для этого комикса.
«Ад на земле» — интересный комикс. Но тут с пониманием, что это не «супергероика». Кто хочет почитать про очередные подвиги супергероев — вам в другой комикс. В этом комиксе есть что-то про ужасы, что-то про черный юмор, что-то про интересные сюжетные повороты. А вот супергероики здесь нет.
Русское издание комикса делалось на основе западного делюкс-издания 2014 года. К выпускам комикса в нем добавлены наброски/скетчи (ничего интересного), а также заявка Слотта и первоначальный сценарий истории. А вот это интересно почитать — становится понятным, как далеко в процессе написания Слотт ушел от первоначальной задумки.
7/10