Оригинальное название: The Wake.
Скотт Снайдер. Автор комиксов. Один из ведущих авторов издательства DC в 2010-е. Он «громко» заявил о себе серией «Американский вампир», выходившей в импринте DC Vertigo. Затем Снайдер перебрался в «головную контору» — стал писать для лучших серий издательства. В 2013 году Снайдер одновременно вёл основные серии о Болотной Твари и Бэтмене, плюс занимался «лимиткой» «Супермен непобежденный». То есть, в какой-то момент Снайдер занимался двумя самыми «топовыми» персонажами DC.
В том же 2013 году Снайдер занялся серией «Пробуждение». Она тоже выходила в DC, но в импринте Black Label. Всего в серии вышло 10 выпусков. Первый — в июле 2013 года. Последний — в сентябре 2014 года. Между пятым и шестым выпусками был перерыв в несколько месяцев. Сделано это было нарочно — история «Пробуждения» представляет собой две мини-арки, в каждой по 5 выпусков.
История первая. Условные «наши дни». На секретной подводной американской правительственной базе отловили какое-то странное существо. Что-то типа русалки, но хищное и злобное. Спецслужбы собирают нескольких ученых (и одного охотника), которые должны разобраться с этим новым видом. Всех этих людей привозят на базу. А дальше начинается «ужастик» — зловещая русалка вырывается на свободу, к ней присоединяются ее сородичи, и они дружно пытаются разгромить базу. Горстка выживших пытается спастись.
История вторая. 200 лет спустя. Пару веков назад «русалки» победили и затопили значительную часть суши. С тех пор люди выживают, как могут. Кто-то пиратствует в океане, кто-то работает на безумное правительство. Девушка по имени Ливард ловит русалок. Из их тел добывают наркотики и Ливард неплохо на этом зарабатывает. Однажды она слышит странную радиопередачу — послание от одного из ученых, погибших в первой истории. Ливард решает разыскать источник передачи. Но радио в этом мире под запретом и за ней начинают охотиться правительственные войска.
Две истории. Два подхода. Два жанра. В первой истории Снайдер играет на территории «ужасы в замкнутом пространстве». Ну, знаете, «Бездна», «Глубокое синее море». Несколько человек, запертых под толщей воды, с толпой монстров на хвосте. Саспенс, скримеры, в таком духе. Во второй истории Снайдер переключается на «Водный мир». Бесконечные водные просторы, постапокалиптическое общество. Безбашенные пираты и отмороженные войска.
Вот первая часть, которая про survival horror, у Снайдера определенно получилась. Напряженно, захватывающе, жутко. Тут автор мастерски в нужных местах «даёт экшна», а в других нужных местах «нагоняет жути». К сожалению, вторая часть истории заметно слабее. Понятно, что «на воде» не достичь такого напряжения, как «под водой». Не в этом дело — Снайдер во второй части сменил «тональность» и переключился с «выживания» на «квест». Нет, проблема в том, что сама история стала заметно более бредовой.
И в заключительном выпуске уровень бреда начинает зашкаливать. Снайдер резко обрывает последовательную историю и скороговоркой проговаривает «шокирующую правду». Не знаю, может он так изначально планировал, но выглядит это как будто Снайдера вызвали начальники и велели сворачиваться. И историю выпусков на 20 он был вынужден утрамбовать в один. Финал разочаровывает, мягко говоря.
Рисовал «Пробуждение» Шон Мёрфи. Это который впоследствии будет вести серию «Бэтмен: Белый рыцарь». Со Снайдером Мёрфи уже ранее работал — рисовал одну из арок «Американского вампира» в 2011 году. Вот и «Пробуждение» мне чем-то «Вампира» напомнило. Рисунок резкий, как бы грубый, но, на самом деле, очень детализированный и драйвовый. Опять же, в первой части истории Мёрфи вот совсем молодец, а во второй уже не так сильно впечатляет.
На русском «Пробуждение» выпустило издательство «Азбука» в 2021 году. Твердая обложка, суперобложка, и пара десятков страниц «бонусов» — эскизы и невошедшие в комикс рисунки. Примечания (которые бы не помешали этому комиксу) в книге очень скудные — но это у «Азбуки» стало общим местом в последние годы.
7/10