Глен Кук — Седая оловянная печаль (1989)

Глен Кук — Седая оловянная печаль, первое издание, 1989 год

Оригинальное название: Glen Cook — Old Tin Sorrows.

Двадцать шестой роман Глена Кука. Четвертый роман в цикле о Гаррете. Вышел в июне 1989 года.

К Гаррету обращается его бывший армейский сержант Питерс. Питерс вышел на пенсию и живет за городом, в поместье генерала Стэнтнора. В компании таких же отставных военных. Питерсу кажется, что кто-то хочет убить генерала. К тому же в поместье завелся вор, тащащий дорогие побрякушки. Питерс просит Гаррета приехать в поместье и найти виновных.

Гаррет соглашается. И уже на месте выясняет, что кто-то методично убивает обитателей поместья — возможных наследников генерала.

Самый нетипичный роман в серии. С нестандартным для Гаррета сюжетом. Со странным подходом к сюжету. С тяжелой гнетущей давящей атмосферой, которая вообще никак не вяжется с жанром «юмористического фэнтези», к которому формально относились ранние романы о Гаррете.

Этот роман очень похож на эксперимент Кука. В серии о Гаррете писатель перебирал типовые приемы детективного жанра, адаптируя их под фэнтезийный мир. «Печаль» — это просто еще один набор жанровых приемов.

Загородный дом с ограниченным набором жильцов, которых по очереди кто-то убивает. Привет Агате Кристи. Да и сюжеты про прореживание рядов возможных наследников — старушка Агата очень жаловала подобные штуковины. Мстительный дух в старом особняке — помашем классикам мистической литературы. Старый больной генерал и его проблемная дочь скопированы с классического романа Чандлера «Вечный сон». Только у Кука генерала зовут Стэнтнор, а у Чандлера был Стернвуд.

И прочее — при должной эрудиции в плане старых книг, «Печаль» можно разобрать на запчасти и выявить десятки и десятки отсылок. Но в целом, понятно — Кук хотел сделать трибьют старой литературе, он его сделал. И в «Печали» это чувствуется сильнее, чем в какой-либо еще книге о Гаррете.

Всё это не отменяет того, что Кук в этом романе нарезал какую-то совсем уж беспросветную атмосферу. В духе, никогда ни у кого ничего не будет хорошо. Тоже эксперимент. Разовый — больше Кук такой «чернухи» в этой серии не писал. Из-за этого депрессняка многие недолюбливают этот роман. А зря — как разовый опыт он более чем.

Вот к чему можно придраться в «Печали» — это к детективным способностям Гаррета. Кук сделал героя в этот раз очень уж тугодумным. И Гаррет определяет преступника в тот момент, когда уже других вариантов как бы и не осталось. Хотя для читателя в этот раз всё было весьма прозрачно минимум за треть романа до конца.

Итого. Отличный роман. (Почти) герметичный детектив в фэнтезийном антураже. Вы много знаете подобных произведений? Да и подобный мрачный посыл романа тоже не самый частый случай в фэнтези. Впрочем, даже если бы из этого романа были удалены все фантастические элементы, то «Печаль» всё одно бы остался отличным детективом. Восемь трупов, три преступника, один частный детектив.

10/10

Поделиться ссылкой:

Глен Кук — Седая оловянная печаль (1989)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх