
Практически всю музыкальную карьеру Лукича-Кузьмина его альбомы можно было подписывать «Лукич и Кто-то-Еще». Лукич и Летов в 1988 году. Лукич и КЛАКСОН ГАМ в 1994 году. Лукич и ЛУКОМОРЬЕ в 1995. Лукич и Каргополов в 1996-99 годах. (Вообще, единственным альбомом записанным Кузьминым в составе своей группы, без внешних влияний, был «Вересковый мёд» 2002 года.) Но вот это «и» всегда опускалось. За исключением альбома «Мария» 2004 года. Там аккомпанирующий Лукичу состав в явном виде был обозначен на обложке релиза.
ЛЕТУЧИЕ РЫБЫ — это проект Александра Андрюшкина. Который в прошлом был участником групп ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ и КООПЕРАТИВ НИШТЯК. А в 2003 году он еще был действующим участником ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. Но, поскольку во всех этих группах Андрюшкин был на заднем плане — барабанщиком, то для души он создал свой собственный проект — ЛЕТУЧИЕ РЫБЫ. В 2003 году в составе РЫБ было 2 человека — мультиинструменталист Андрюшкин и специалист по всяким струнным инструментам Татьяна Тросиненко. Базировались РЫБЫ дома у Андрюшкина, в Тюмени.
Вот в Тюмень и приехал Лукич. Привез в собой песни. Записал то, что хотел бы увидеть на альбоме. А Андрюшкин колдовал над аранжировками этих песен. Это нормально для Лукича, он и раньше так работал. Например, с Каргополовым. С Лукича — песни, с талантливого аранжировщика — талантливые аранжировки.
К концу 2003 года «Мария» была готова. В 2004 году альбом был издан Выргородом. В шестипанельном диджипаке. В 2008 году Выргород переиздал «Марию» — было сделано новое оформление, но музыкальное содержимое альбома не менялось.

Кто слышал альбомы КООПЕРАТИВ НИШТЯК времен рубежа веков, того звучание «Марии» вообще не удивит. С поправкой на то, что в КН пел темный мрачный Рыбьяков, а на «Марии» поёт светлый добрый Кузьмин.
Орган, маримба, вибрафон, домра, мандолина. Вот набор инструментов, используемый на «Марии». Барабаны эпизодичны. Гитара не является основой музыки. К року этот альбом относится настолько условно, что если бы не личность Лукича, то вопросы о роке вообще бы не возникали. На этом альбоме слушателю предлагается смесь баллад от Садко, сельской ярмарки и барочных балов. В одной песне гусли, в другой ксилофон. Андрюшкин расстарался с аранжировками, моё почтенье.
Другое дело, что не всегда голос и тексты Кузьмина хорошо легли на такие аранжировки. Кое-где чувствуется, что в музыке сделаны навороты ради наворотов, а текстам Лукича в этих песнях вроде как бы и неудобно. Но это так, мелочи. Всё одно — один из красивейших отечественных альбомов начала века получился.
В качестве бонуса на диске (в обоих изданиях) размещено видео. Концерт Лукича в клубе «Проект О.Г.И.», состоявшийся в январе 2004 года. Акустика в 2 гитары — Лукич и Сергей Трачук. 10 песен, 35 минут. Снято на 2, что ли, камеры. Хороший концерт. Только видео записано с невысоким разрешением и смотреть его сейчас — только раздражаться о пикселястую картинку. Это музыка вечна, а вот с видео регулярно что-то новое изобретают.
8/10
О других альбомах ЧЕРНОГО ЛУКИЧА вы можете почитать по этой ссылке.