Второй роман Флеминга. Вышел в апреле 1954 года.
Нью-Йоркского гангстера — мистера Бига — подозревают в связи с коммунистами. Британская разведка посылает в Америку Джеймса Бонда, чтобы тот, совместно с ФБР и ЦРУ, нашел доказательства против окопавшегося в Гарлеме Бига и выяснил, откуда тот в массовом количестве достает старинные золотые монеты.
Огромных размеров негр, одновременно коммунист из СМЕРШ и жрец вуду (воплощение аж самого Барона Субботы), спонсирующий свою организацию (тысячи негров в Америке) за счет продаж монет из найденного на Ямайке клада пирата-губернатора Моргана. Официально подобное называется коротким словом «трэш». Но, раз уж мы говорим о Флеминге, то это типичный «бондовский злодей». А «Живи и дай умереть» — самый трэшевый и беспомощный роман из ранних произведений Флеминга.
Через год после дебютного «Казино Рояль» Флеминг выдал его последователя. «Живи и дай умереть». Видимо, с идеями у него было негусто, раз он в противники Бонда придумал этого карикатурного Бига, а самого Бонда ввел в историю сильно надуманным способом. Британский шпион против гарлемского гангстера? А ФБР и ЦРУ не только не мешают, но и всячески помогают? Смешно. Оставим за скобками завязку — противостояние Бонда и Бига всё одно не получилось. Стычка в Гарлеме, стычка во Флориде, стычка на Ямайке. Всё. Надо было чем-то заполнить остальные страницы книги.
Флеминг решил вспомнить свои поездки на США и жизнь на Ямайке (где он и писал этот и другие романы о Бонде) и впихнуть в роман нереальное количество своих «путевых заметок». Как там жизнь в Америке, чем отличается от жизни в Англии. Как отличается язык. Чем отличается еда. Какие у американцев предпочтения в одежде, какой нынче сленг в ходу. Страницу за страницей «Живи и дай умереть» Флеминг распыляется на подобные мелочи. В финальной трети романа действие перемещается на Ямайку и Флеминг выдает на гора ударную дозу сведений о тамошних жителях, флоре, фауне. По нескольку страниц подряд уделяет пристальное внимание ямайским водным обитателям. Бонд убивает барракуду, убегает от акул и бьется с осьминогом. И это всё, конечно, интересно… Но не слишком.
Такая, «страшная» сказочка для дурачков. У-у, там в Америке есть страшный Гарлем, в том Гарлеме много страшных негров, которые поклоняются страшному жрецу вуду. И куда бы ты ни пошел, эти страшные негры найдут тебя. (Да, с точки зрения дня сегодняшнего, в романе ударное количество неполиткорректных слов о неграх. И как негро-активисты еще не распяли Флеминга заочно?) И совсем не удивительно, что подобное чтиво в Англии пользовалось успехом, а в Америке нет.
«Живи и дай умереть» — квинтэссенция Бонд-стайл. Типичный злодей («А сейчас, мистер Бонд, я вам расскажу свой коварный план, а также то, как я вас буду очень медленно убивать»). Типичная подружка Бонда, Солитер. Типичное снаряжение Бонда (все для подводного перемещения, присланное из Англии на Ямайку). Типичное… Всё типичное. Всё это появилось впервые именно в этом романе («Казино Рояль» был о другом). И всё это было преподнесено в упаковке из крайне неудачного сюжета и нуднейших пространных описаний. Получился не лучший роман о Бонде, мягко говоря.
4/10
Один комментарий к “Ян Флеминг — Живи и дай умереть (1954)”