В один момент на всей планете умирают все обладатели Y-хромосомы. То есть все мужчины, а также все животные мужского пола. На Земле, по неизвестным причинам, в живых остаются лишь два самца — молодой фокусник Йорик и его обезьяна Амперсанд. Во время «гендероцида» Йорик находился в Нью-Йорке, его мать в Вашингтоне, сестра в Бостоне, а невеста в Австралии. В пост-апокалиптичном мире, где отсутствует авиасообщение, путешествие Йорика к дорогим ему людям будет долгим. И опасным. Ведь в мире осталось несколько миллиардов женщин. И он — последний мужчина.
Брайан Вон делал комиксы для Marvel с середины 90-х. Ничего особенного — обычный набор из Людей-Икс и прочих Росомах. «Y: Последний мужчина» стал чуть не первым его созданным самостоятельно проектом. Проект этот взялся издавать Vertigo. И для Вона это был счастливый билет. Из среднего ремесленника он превратился в узнаваемую личность. Дальше в его биографии была россыпь разных комиксов (включая известную серию «Сага») и работа на телевидении — над сериалами «Остаться в живых» и «Под куполом».
«Y: Последний мужчина» выходил с 2002 года по 2008. Всего вышло 60 выпусков. Брайан Вон написал их все. (Получил за них пару престижных премий. Включая «Хьюго» — он успел до того, как премия стала максимально политкорректной.) На русском серию выпустила «Азбука» в 2016-18 годах в 5 томах. В первый том вошли первые 10 выпусков серии, в оригинале выходившие в 2002-03 годах.
Скажем так — сюжетно первый том не впечатляет. Понятно, что первый выпуск отводится под катастрофу, а вот дальше действие перепрыгивает на 2 месяца вперед, когда Йорик уже добрался до Вашингтона. В мире хаос и анархия. Вон, походу, сомневается в том, что женщины могут сделать хоть что-то созидательное. Повсюду банды, убийцы, фанатики. Цивилизация за 60 дней превратилась в полный Fallout.
Путешествие Йорика пока вышло каким-то скучным и однообразным. Все его хотят убить. Или продать в рабство. Или убить. Или ставить на нем опыты. Или убить. Мир напрочь забыл про секс за 2 месяца.
Понятно, что все эти выпуски больше работают на вводные данные и расстановку сил в изменившемся мире. Вот Вашингтон — там демократы с республиканцами не могут договориться даже перед лицом апокалипсиса (есть пара очень удачных шуток на политическую тематику). Вот безумные Новые Амазонки, которые рехнулись на идеях феминизма и крошат всех, кто не присоединяется к их крестовому походу против уже покойных мужчин (сестра Йорика, Геро, среди них). Вот спятившие израильские военные, которые, пользуясь случаем, мстят миру за все еврейские обиды. Вот ученая. Вот тайное общество. И так далее.
Но не впечатляет. Хочется надеяться, что со следующего тома расстановка закончится и станет интереснее. Но пока — ни о чем. Мир без мужчин по Вону на поверку оказался шовинисткой карикатурой, а приключения главных героев в нем пока никак не интересны.
Рисовала все эти выпуски художница Пиа Гуэрра. До этой серии она тоже была, в принципе, никому не известна. А это был ее звездный час. Тянуть в одиночку такой масштабный проект — это сильно. Справилась она отлично. Впрочем, примеры страниц есть в статье. По первому тому работа Гуэрры впечатляет больше, чем работа Вона.
6/10