Фред Варгас — Человек наизнанку (1999)

Фред Варгас — Человек наизнанку (1999)

Второй роман из серии о комиссаре Адамберге. Вышел весной 1999 года. Оригинальное название: Fred Vargas — L’homme a l’envers.

После дебютного романа об Адамберге, «Человек, рисующий синие круги», вышедшего в 1991 году, Варгас не стала продолжать серию. Переключилась на других персонажей. В 90-е она написала 4 романа о чем-то другом. В 1999 году вернулась к Адамбергу и выпустила второй роман о его расследованиях. Роман «Человек наизнанку» облобызала критика, купили читатели, наградили какими-то премиями. Успех. Варгас поняла, что наткнулась на золотую жилу и переключилась на Адамберга «на полный день». Сейчас эта серия уже насчитывает больше десятка романов.

Сюжет. В маленьких деревушках на юге Франции неизвестное животное убивает овец. Много овец. Зверя никто не видел, но судя по отметинам зубов на овцах — это какой-то огромный волк. Местные устраивают облавы на зверя, но безуспешно. Некоторые считают, что нападал не зверь, а оборотень. А затем появляется и первая жертва среди людей, Сюзанна. Собирается троица людей — Камилла (бывшая любовница Адамберга), приемный сын Сюзанны Солиман (единственный негр в округе) и ее пастух Полуночник, которые которые начинают выслеживать оборотня, разъезжая по окрестным деревням на старом грузовичке для перевозки скота. В последней трети романа к этой нелепой троице присоединяется и сам Адамберг.

Если читать синопсис романа, то воображение рисует залихватское приключение. Таинственный убийца, навеянный Варгас Жеводанским зверем. Плюс (скорее всего) выдуманная легенда об оборотнях — мол, их можно узнать по тому, что у них нет волос на теле, волосы растут внутрь. Расследование, погоня, приключения. На деле оказывается, что ничего этого в романе нет.

Варгас придумала еще один набор фриков (так же, как и в «Человеке, рисующем синие круги»). Свела их в одном месте (деревня, а позже грузовик). И оставила общаться меж собой. И потому, весь роман меня не покидала мысль, что я читаю расшифровку разговоров душевнобольных из Скорбного дома. Разговоры о вине, овцах, оборотнях, волках, медведях, сантехнике, инструментах, церквях, свечах, грузовиках, мотоциклах, музыке, сериалах. О чем угодно, но только не о расследовании. Где-то там, в конце, таки появится Адамберг, быстренько слепит версию — она окажется правильной и убийца будет пойман. Финал. 

В результате, «Человек наизнанку» — это не детектив. Не смотря на убийцу и четыре трупа. Это всё, что угодно, но только не детектив. Панорама сельской Франции. Безумные диалоги, как способ показать мастерство Варгас. Пополненная линейка Варгассовских уродцев. Большая литература, наконец. Но не детектив.

— Эта толстуха…
— Сюзанна.
— Сюзанна. Так вот, эта толстуха…
— Сюзанна.
— Сюзанна.

Это, если что, типичный диалог из романа. Если не готовы продираться через подобные словесные нагромождения — это не ваш роман. Не мой уж точно.

2/10

Поделиться ссылкой:

Фред Варгас — Человек наизнанку (1999)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх