Агата Кристи — Пять поросят (1941)

Агата Кристи — Пять поросят (1941)

Настоящий вызов для Пуаро — расследовать убийство, совершенное шестнадцать лет назад. Тогда бы отравлен известный художник Эмиас Крэйл и за это убийство была осуждена его жена Кэролайн. Дочь Эмиаса и Кэролайн, Карла, убеждена в невиновности матери и просит Пуаро расследовать смерть отца.

Спойлеры.

Кого убили? Эмиас Крэйл

Как убили? Отравлен

За что? Ревность

Кто? Эльза Грир

Что с преступником? Ничего

Двадцать первый роман об Эркюле Пуаро.

В начале 40-х Англии, по понятным причинам, было не до романов Кристи. К счастью для писательницы, в Америке интерес к ней не угасал. Вот и очередной роман о Пуаро первоначально вышел в США. Сначала в 1941 году в журнале, потом в 1942 году книгой. В обоих публикациях использовалось название «Murder in Retrospect». И только в 1943 году роман вышел в Англии. Тогда же появилось название про поросят — «Five Little Pigs», которое используется до сих пор.

Как обычно у Кристи, в романе нет примет времени — в мире Пуаро нет войны, он всё так же живет в 30-х. А еще «Пять поросят» ознаменовали собой закат эпохи Пуаро. Кристи после этого романа перестала гнать похождения бельгийца конвейером, и сосредоточилась на мисс Марпл и прочих своих персонажах. А про Пуаро в следующие десять лет она напишет всего-то два романа. (И то, в одном из этих двух романов, «Лощине», Пуаро вставлен скорее по просьбе издателя, чем по необходимости. А при переделывании «Пяти поросят» и «Лощины» в пьесы, Кристи выкинула Пуаро из обоих произведений. Надоел ей этот бельгиец.)

Основной сюжетный ход романа — отложенное расследование. Это когда сыщик расследует убийство, совершенное какое-то время назад. За несколько лет до «Поросят», Кристи написала роман «Немой свидетель», в котором расследование происходит через несколько месяцев после убийства. В «Поросятах» писательница пошла дальше — Пуаро расследует убийство, совершенное шестнадцать лет назад. Позднее Кристи будет еще не раз пользоваться этим приемом. А в самом последнем романе Кристи, «Врата судьбы», будут расследовать убийство шестидесятилетней давности.

Еще одной особенностью романа стало то, что Пуаро не беседует со свидетелями, а просит их записать свои воспоминания. Так что часть книги мы читаем письма разных людей Пуаро. Пять точек зрения на одни и те же события. И каждый из свидетелей помнит события чуть по другому. Это, конечно, не «Расемон» Куросавы, использующий тот же прием, но для Кристи это был новый подход.

Само преступление незамысловато, в отличие от прочих произведений писательницы. Женщина травит любовника, после того как узнает, что он не собирается ради нее бросать свою жену. А жена покойного добровольно идет в тюрьму, думая что убийство совершила ее сестра. (Это у Кристи уже традиционно — у нее в романах английское правосудие никогда не ошибается, и если уж невиновный оказывается в тюрьме, то только потому, что сам так захотел.) Ну так оно и понятно — что-то более сложное, да без физических улик, да через шестнадцать лет уже не раскрыть. И ареста преступника в конце книги не предвидится — Пуаро рассказывает свою версию, убийца соглашается с тем, что выводы сыщика верны, но доказательств всё одно нет. Наверное, первый случай у Пуаро, когда убийца остается безнаказанным.

Итого. После череды однотипных романов о Пуаро, Кристи сумела написать роман, не следующий привычными маршрутами. Не действие и улики, но психология и мозаичная картина произошедшего. Получилось симпатично. К сожалению, столь грамотное акцентирование на мелких деталях оказалось сложным для писательницы и она не стала продолжать писать в таком духе.

8 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Пять поросят (1941)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх