В начале этого века Юргенсен загорелся идеей издать видеоархивы Ministry. Группа тогда была подписана на мейджор-лейбл Warner, которому старые видео не самой своей топовой команды были не особо и нужны. Потому Warner издает ДВД «Tapes of Wrath», на котором были собраны видеоклипы группы, а с остальными проектами посылает Юргенсена подальше.
«Подальше» оказалось на маленьком, но дико независимом лейбле Ipecac. С ним была достигнута договоренность о выпуске сразу трех ДВД. «Live Psalm 69» — тур с одноименным альбомом в 1992-93 годах. «Sphinctour» — тур с альбомом Filth Pig в 1996 году. И «Clittour» — вот тут я не знаю, какого года там должны были быть съемки.
В 2001 году Warner и Ministry расходятся — 15 лет сотрудничества завершились к обоюдному неудовлетворению. Warner выпускает вдогонку сборник лучшего Ministry. А Ministry прибивается на Sanctuary Records.
А следом отменяются выпуск всех трех ДВД на Ipecac. Причины этого не раскрывались. То ли лейбл понял, что он не потянет такой проект, то ли Юргенсен всё переиграл в пользу своего нового лейбла. Sanctuary же тоже относится мейджорам, с огромной дистрибьюторской сетью. И выпустить хотя бы один ДВД на нем гораздо выгоднее, чем выпустить три ДВД на каком-то небольшом лейбле, с более скромной дистрибьюцией.
И вот. «Live Psalm 69» и «Clittour» были отменены. А выпуском «Sphinctour» занялся Sanctuary Records. Сначала выходит аудиоверсия этого концертника, в марте 2002 года. А через несколько месяцев выходит и сам ДВД.
Изданий, что у ДВД, что у CD по миру было множество. Но. ДВД все были идентичными — видеопрограмма на 88 минут, без бонусов. (Если быть совсем точным, то в качестве бонусов на ДВД выступают фотографии нескольких бейджей и афиш из этого тура, и переход к финальным титрам концерта прямо из главного меню). CD тоже были идентичными — почти все. Было два отличающихся издания. На первом был добавлен видеоролик » So What» (взятый с ДВД). А второе было двухсторонним, и на второй стороне был записан этот же альбом, но со звуком 5.1.
В России ни ДВД, ни CD официально не выпускались. ДВД я нашел у пиратов. А аудиовариант купил в Itunes.
Смотрим. Видео старого образца — квадратная картинка и две звуковые дорожки: 5.1 и пожатое стерео. Видео отличного качества — яркое, насыщенное, без каких либо дефектов, пикселястости и муара. Но вот что творится на этом видео…
Тур по Filth Pig. 1996 год. 13 песен. 88 минут. В 13 разных городах — каждая песня с нового концерта. Это так написано на ДВД.
У Юргенсена какие-то психопроблемы с его залысинами, потому на сцене он без головного убора не появляется — на всем видео его можно увидеть с непокрытой головой буквально несколько секунд. На этом ДВД его можно увидеть в рыцарском шлеме, бейсболке, фуражке, цилиндре, вязанной шапочке, с повязанными полотенцем или банданой (с банданой он сильно похож на Джека Воробья, при том, что Воробей впервые появился на экране через 7 лет после этих концертов), ну и так далее. И теперь внимание — Юргенсена можно увидеть во всех этих головных уборах в течении одной песни.
Ministry не стали снимать нормальный концертник. Вероятно, им это показалось недостаточно интересным. Вместо этого они взяли с собой в тур одного чувака, с одной видеокамерой. И этот чувак снимал все концерты этого тура, болтаясь по сцене или около нее. А концертов тогда было 60. А потом из всех этих съемок смонтировали один фильм.
Я там чуть выше написал, что на ДВД написаны города, в котором играли каждую конкретную песню — фуфло это всё. В лучшем случае оттуда звуковая дорожка взята. А картинка представляет собой какое-то безумие. Юргенсен сидит на сцене с микрофоном, полностью убитый от наркоты. Через секунду он скачет по сцене с гитарой и в другой одежде. Через пять секунд он барахтается в толпе слушателей в третьей одежде. К припеву он на сцене в очередной новой одежде пьет бухло. То же самое касается и остальных музыкантов — вот Баркер собранный и аккуратный пилит свои партии, а вот он же через десять секунд всклокоченный и расхлестанный машет гитарой. И так далее.
Короче, это какой-то адовый трэш. Пособие о том, как не надо делать видео. Хоум-видео, только на сцене. И так на полтора часа.
Но. Во-первых, кто бы это не снимал, делает он это профессионально. Картинка на диске на загляденье. Ровная, аккуратная — будто не с рук снимали, а со штатива. И во-вторых, его величество монтаж. Видео смонтировано потрясающе — из-за постоянной нарезки с разных концертов кажется, что снимают на двадцать камер разом. При этом монтажер, имея под рукой столько материала, нарезал всё так, что кажется, что на сцене и в зале постоянно идет движуха, и происходит что-то интересное. Ни на одном нормальном (то есть снятым традиционным способом) концерте не увидишь столько всего интересного на единицу времени. От «Sphinctour» просто не оторваться, настолько всё увлекательно.
Не, понятно, что это развод, и так не бывает, но при просмотре этого видео постоянно жалеешь, что ты не побывал на каком-нибудь из концертов того тура. Этому способствует и ударный треклист — из программы повыкидывали все ранние вещи (исключение — «Stigmata») и весь концерт нарезают песни с последних трех альбомов. Которые в творчестве группы до анти-Бушевской трилогии были лучшими. Звук производит впечатление студийного, а не концертного — учитывая количество сэмлов в музыке Ministry, это недалеко от истины. Да и наверняка запись допиливали в студии — не могут 13 песен с 13 разных концертов иметь идентичный звук.
Слушаем. CD чуть обкромсан по сравнению с ДВД. Понятно, что вся программа ДВД на CD не влезла бы, так что кое-что пошло под нож. Выкинули фонограммное интро (оно же играло и в конце под титры) и две песни: «So What» (жалко) и «Stigmata» (не жалко). Остальное всё соответствует видеоверсии.
Итого. Сама идея выпуска такого видео достаточно безумная. Но как одноразовая штуковина — зачет. Даже не ожидал, что получится настолько увлекательно. Так что этот ДВД периодически пересматриваю. Да и аудиовариант иногда в плеере крутится.
9 / 10