Агата Кристи — Фокус с зеркалами (1952)

Агата Кристи — Фокус с зеркалами (1952)

Рут просит свою старую подругу, мисс Марпл, приглядеть за своей сестрой, Кэрри-Луизой. Точно Рут ничего не знает, но ее одолевают старческие предчувствия. Мисс Марпл едет в гости к Кэрри-Луизе, которая живет в особняке с кучей родственников. Вскоре в особняке происходит убийство.

Спойлеры.

Кого убили? Кристиан Гулбрадсен, Алекс Ристарик, Эрни Грегг

Как убили? Застрелен, удар тупым предметом (два раза)

За что? Деньги

Кто? Льюис Серроколд, Эдгар Лоусон

Что с преступником? Оба случайно утонули

Оригинальное название: Agatha Christie — They Do It With Mirrors.

Пятый роман о мисс Марпл.

Большинство романов Кристи однотипные. Это и понятно — должно быть убийство, должны быть подозреваемые, и так далее. Так что когда напишешь несколько десятков романов, все вариации всё одно становятся похожими друг на друга. При этом в романах о Пуаро всё-таки чуть большее разнообразие, чем в романах о Марпл. У Пуаро меняются города, страны, транспортные средства — Кристи куда только не забрасывала своего героя. Только что не на Луну. Романы с мисс Марпл более традиционны в антураже, потому мне они всегда казались чуть более скучными, по сравнению с романами о Пуаро. А «Фокус с зеркалами» — просто еще один роман о старушки из Сент-Мэри-Мид.

Смотрите сами. Мисс Марпл приезжает к подруге. Подруга живет в особняке. Вместе с подругой в особняке живет большая семья, плюс слуги и несколько друзей семьи. Вот эти вводные самые часто-повторяемые во всем массиве романов Кристи.

Чаще всего в романах Кристи убийство происходит не сразу — писательница помещает сыщика в какую-то среду, и сыщик успевает перезнакомится и с будущей жертвой и со всеми подозреваемыми еще до совершения преступления. Часто сыщик сам становится свидетелем преступления. В «Фокусе» убийство происходит, когда треть книги уже позади, а в момент совершения убийства мисс Марпл находится в том же доме.

В романах с мисс Марпл чаще всего расследует полиция. В смысле, и в романах с Пуаро есть полиция, но бельгийский сыщик не дает никому забыть, кто тут звезда. А в романах с мисс Марпл при появлении полиции старушка обычно отходит на второй план и кажется, что она деятельного участия в расследовании не принимает. Именно так происходит и в «Фокусе».

Мисс Марпл не слишком хорошо оперирует уликами, а больше полагается на житейскую мудрость и кучу старых историй, от которых всегда проводит параллели к событиям настоящего. Поскольку убийце ей обычно предъявить нечего, то общего сбора всех причастных и выступления сыщика перед аудиторией, как это любит делать Пуаро, в романах с мисс Марпл обычно нет. Чаще всего убийцу ловит полиция, или подстраивается какая-либо ловушка, чтобы взять убийцу с поличным. А рассказывает мисс Марпл все обстоятельства дела уже после, кому-нибудь из участников событий. «Фокус с зеркалами» — тут вам и истории из прошлого, и активная полиция, и преступники, утонувшие во время попытки полиции их задержать, и рассказ Марпл своей подруге уже после смерти преступников.

Что еще? Еще Кристи любила описывать преступления, которые включали в себя рассчитанный по секундам план, беготню и алиби, обеспеченное сообщником. В «Фокусе»… ну, вы поняли.

Что же отличает «Фокус с зеркалами» от остальных романов Кристи, не дает ему утонуть в полной безликости? Пара вещей. Во-первых, способ совершения убийства. У Кристи всегда преступления совершаются с изрядной толикой театральности — в этом романе писательница дожала эту идею, и сделала актерское выступление основным отвлекающим маневром убийцы при совершении преступления. Во-вторых, подруга мисс Марпл, Кэрри-Луиза. Обычно у Кристи в больших семействах убивали того, у кого есть деньги, по понятным причинам. В этом романе ту, у кого есть деньги, не то, что не хотят убивать, но и делают мнимую попытку ее убийства еще одним способом отвлечения внимания. Кристи будто специально вывернула наизнанку свои прошлые работы.

Итого. Те же слова, что и всегда — крепко, профессионально, интересно. Ну, и так далее. Но скучновато, прежде всего потому, что уж больно вторично по отношению к остальным романам писательницы.

7 / 10

Поделиться ссылкой:

Агата Кристи — Фокус с зеркалами (1952)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх