Оригинальное название: China Mieville — Different Skies.
Третий рассказ Мьевиля.
1999 год. У Мьевиля на тот момент были опубликованы один рассказ и один роман. Так что, если его позвали поделиться рассказом для новой антологии, то отказываться у Мьевиля причин не было. Так появился второй опубликованный рассказ автора, «Разное небо».
Антология называлась «BritPulp!» Вышла 17 июня 1999 года. Это такая стартовая площадка для «новых странных». Куча молодых «талантливых» авторов, плюс пара паровозов для привлечения внимания — обычная схема для антологий. В качестве «паровоза» выступал Майкл Муркок, поделившийся своим новым рассказом. А вот имена остальных авторов, кроме Мьевиля, мне ни о чем не говорят — их литературные потуги того времени так и не выросли во что-то большее.
Так. Мьевиль, рассказ. Написан в виде дневника безымянного рассказчика. Рассказчик — старик, на свое 71-летие купивший себе странную оконную раму с разноцветными стеклами в лавке старьевщика. Эту раму устанавливают в кабинете старика. Какое-то время она ему радует глаз, но позже рассказчик замечает, что через эту раму он видит совсем другие места, нежели свой привычный заоконный пейзаж.
Чуть позже за этим окном начинает появляться свора мальчишек, которая оскорбляет рассказчика и швыряет камни в его странное окно.
Это какая-то дребедень. Как Мьевиль умудрился для антологии «новых странных» написать рассказ, будто слепленный по лекалам мистиков начала 20-го века? Не знаю, По мог что-то такое написать, или Лавкрафт с Говардом. Но зачем это Мьевилю? В рассказе нет ни его восхитительной фантазии, ни великолепных описаний, ни странного сюжета. Ничего из того, что делает прозу Мьевиля прозой Мьевиля. Словно для этого сборника автор раскопал в столе свой рассказик, написанный в десятилетнем возрасте.
Единственное, что хоть как-то тянет «Разное небо» из помойки — открытый финал. Так до конца и не становится понятным — была ли рама порталом или маразм таки догнал рассказчика. И если не догнал, то что?
В остальном, рассказ — чушь, не стоящий времени на прочтение.
2/10