
Криминальный босс откинулся с кичи и вернулся в свой город. Вот только пока его не было подручные разбежались, бизнес поделен без него, друзей и раньше не было, а бывшая подружка работает стриптизершей. Босс собирает новую команду и начинает отвоевывать свои территории назад. Обычная история. Вот только город, в котором происходит действие, называется Готэм, босс сидел не в обычной тюрьме, а в лечебнице Аркхэм, и зовут его Джокер.
При рецензиях на этот комикс (обычно его называют “графическим романом”, но мне, честно говоря, всё едино — картинки и картинки, разница лишь в том, что в забугории он когда-то вышел сразу книгой, а не кучкой отдельных выпусков) обычно звучат фразы типа “Лицо со шрамом в мире Бэтмена”. Кто чуть больше интересовался подобного рода фильмами, еще может вспомнить что-нибудь типа “Путь Карлито”. А мне комикс показался калькой со старенького фильма Феррары “Король Нью-Йорка” — в том фильме абсолютно фееричный Кристофер Уокен тоже выходил из тюрьмы, набирал команду из негров и мочил итальянцев и китайцев.

“Джокер” вышел в октябре 2008 года. Вроде как планировалась небольшая серия на эту тематику, но переиграли в сторону одной большой книги. С автором комикса, Брайаном Аззарелло, получился тот неловкий момент, когда все говорят, что он джедай, а ты вообще не в курсе, кто это такой. Посмотрел в инете, кто же он такой — не впечатлило: из того, что читал у него в активе только обычные DC-шные серии, типа Бэтмена, Супермена и прочих супергероев, да участие в отстойнейших “Хранители. Начало”. Ну, может лучшее у Аззарелло на русский пока не перевели. Зато художник здесь без вариантов мастер — Ли Бермехо, чувак, который нарисовал одни из самых красивых комиксов, что я видел. (Например, “Бэтмен: Ноэль”.)
Итак, сюжет. Джокер выходит из Аркхэма, набирает команду беспредельщиков и начинает возвращать себе власть над городом. Разбирается с бывшими подручными. Разбирается с новыми боссами. В конце истории уровень разборок выходит на самых тузовых бандитов города. А дальше обычный для таких историй финал. (Еще один схожий момент с “Королем Нью-Йорка”, там тоже ближе к концу полиция начала решать вопросы по беспределу.)
Уровень жестокости в комиксе очень высок — те кто привык к обычному мультяшному комиксному насилию, проходите мимо. Джокер жрет наркоту, убивает людей, насилует жену своего подручного — шуток у него сильно меньше обычного, а вот издевательств, пыток и немотивированного насилия сильно больше.
Аззарелло из известных персонажей включил в комикс не только Джокера (да, еще там Бэтмен в своей обычной ипостаси, но он там играет роль deus ex machina, когда приходит время сворачивать историю). Появляются и другие известные персонажи, но в иных, не своих стандартных, амплуа — Крок стал ниггером на стероидах, в модной пацанской кэпочке, Пингвин — зашуганным ростовщиком, Загадочник щеголяет в модном прикиде (если помните Джонни Деппа в фильме “Страх и ненависть в Лас-Вегасе”, то походу именно оттуда образ дернули в этот комикс.) Харли Квинн молчалива, как никогда.
А Дент тут хоть и в своем обычном образе, но поднявшийся до высот самого главного рэкетира Готэма. Чтобы не вести историю от лица безумного Джокера, Аззарелло чуть сместил фокус — комикс показывается от лица Джонни Фроста, мелкой бандитской шестерки, который примкнул к Джокеру после его выхода из Аркхэма. Фрост мечтает о богатстве и славе, но потихоньку даже до него доходит, с кем именно он связался. Это первое (и по понятным причинам, последнее) появление Джонни Фроста в комиксах.

Рисунок в комиксе прекрасен, но есть нюансы. Он красивый, с проработанными задниками, с умелой игрой с тенями. Но. Иногда (да чего уж там, довольно часто) Бермехо задействует фишку с акцентированием картинки на каком-нибудь герое, и рисует его совсем уж в каком-то мегареализме. Выглядит это так — задник остается рисованным, а персонаж выглядит так, будто это чуть раскрашенная фотография — получается какая-то унылая фигня, будто Бермехо в книге развлекался с аппликацией.
Русское издание комикса 2017 года сделано на основе “абсолютного” переиздания комикса 2013 года — а значит помимо основной истории в книге еще есть допы. Мультяшный комикс про Джокера и Лютора на пару страниц греет мало, так же как и рекламные материалы. А вот несколько страниц из комикса “Джокер” в не раскрашенном, черно-белом варианте, очень хороши. Также интересно почитать сценарную заявку Аззазелло в издательство на этот комикс — из нее можно понять, что автор сначала придумал начало и конец комикса, а потом уже додумывал всё что между ними.
Итого. Отличное издание отличной истории, лишь слегка подпорченной невнятными экспериментами Бермехо. (Да, и в кои-то веки можно почитать комикс с Мышом, где тебе не впаривают в тысячный раз образ мальчика над телами родителей в Преступном переулке).
8 / 10