Дональд Уэстлейк — Восковое яблоко (1970)

Дональд Уэстлейк — Восковое яблоко, первое издание, 1970 год

Оригинальное название: Donald Westlake/Tucker Coe — Wax Apple.

Третий роман из серии о Митче Тобине.

К бывшему полицейскому Митчу Тобину обращается за помощью врач-психиатр Кэмерон. Кэмерон руководит небольшой клиникой под названием «Мидуэй», в которой проходят реабилитацию люди, выписанные из психиатрических лечебниц. В «Мидуэе» люди проходят адаптацию, перед тем, как отправиться жить в «реальный мир». И в последнее время в клинике Кэмерона произошел ряд несчастных случаев, результатом которых стали ушибы и переломы у некоторых пациентов. Доктор считает, что кто-то намерено подстраивает эти несчастные случаи и просит Тобина разобраться с этим.

Тобин приезжает в «Мидуэй» под видом нового пациента, чтобы среди двух десятков недавно выписанных психов найти того, кто забавляется с подпиливанием ножек и ступеней. И сразу после приезда Тобин, в результате очередного несчастного случая, падает и ломает себе руку.

Выпустив «дуплетом», в 1966-67 годах, два первых романа о Тобине, Уэстлейк «остыл» к персонажу. Это понятно — писатель выдавал на прилавки по 6 романов в год и сосредотачивался на том, за что больше платят. Конец 1960-х для Уэстлейка прошел под знаком Паркера, который (пока не было Дортмундера) являлся самым популярным персонажем писателя. За один только 1969 год Уэстлейк написал 4 романа о Паркере для 3 разных издательств.

И вот еще, кстати, об издательствах. В самом начале карьеры Уэстлейк обитал в издательстве Random House, которое выпускало его произведения, подписанные самыми разными именами. По мере увеличения популярности, другие издательства «сманивали» себе различные ипостаси автора.

Уэстлейк как «Уэстлейк» перешел к издателю Simon & Schuster. Уэстлейк как Старк болтался по разным издательствам, но, в основном, издавался в Pocket Books. Уэстлейк как Кларк приткнулся на Ace Books. Уэстлейк как Калвер оказался в Evans & Co. А вот Уэстлейк как Такер Коу с первого до последнего романа публиковался в Random House. И все романы про Митча Тобина были опубликованы именно под этим псевдонимом.

Я так думаю, что Random House в какой-то момент времени напомнило Уэстлейку, что у них еще есть открытая серия под Коу. Раз уж другие серии из издательства уплыли. Может, контракт. Может, у Уэстлейка просто зачесалось. Может, усталость от Паркера накопилась. Но в 1970 году Уэстлейк/Коу написал 2 романа о Тобине. «Восковое яблоко» был первым из этих романов.

Романы о Тобине написаны по одной формуле — «следствие ведет психически неустойчивый персонаж». Митч Тобин находится в депрессии и все его расследования ведутся через призму его сложных взаимоотношений с окружающим миром. В первом романе серии, «Разная любовь, разная смерть», эти особенности Тобина были лишь фоном для вполне себе классического детектива. Во втором романе, «Плата за страх», чувство вины (из-за Тобина погиб его напарник, а его самого с позором уволили из полиции) и связанная с этим депрессия вышли на первый план и «заслонили» собой детективную составляющую.

И вот, третий роман. «Восковое яблоко». Не самый адекватный в мире детектив оказывается в доме, где проживают два десятка психов. Хоть и, формально, излечившихся. Более в лоб Уэстлейк, наверное, не смог бы придумать схему для очередных моральных терзаний Тобина. Псих я или не псих, и больший ли я псих, чем здешние обитатели, или меньший. И так далее.

Перебором фобий и психозов Тобин до поры и занимается в романе. Плюс беготня по коридорам «Мидуэя». А в финале роман выруливает на практически «классический детектив» — комната с подозреваемыми и детектив, который рассказывает присутствующим о том, кто преступник. Не Пуаро, конечно, но из той же оперы.

«Восковое яблоко» читается похуже предыдущих романов. Потому что именно детективная часть истории в этот раз получилась хилой. С ляпами и общим «не верю» по отношению к происходящему (смерть Дьюи, например). А что до тараканов Тобина, то в «Плате за страх» Уэстлейк описывал их куда как убедительнее. Видимо, Тобин вне Нью-Йорка, далеко от дома и своей стены (символ отчужденности от мира в этой серии) не так сильно ощущает своё чувство вины. Прочитать этот роман можно, но если только читаете всю серию про Тобина подряд. Как самостоятельный роман, «Восковое яблоко» полон натяжек и провисаний в сюжете.

7/10

О других произведениях Дональда Уэстлейка вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Дональд Уэстлейк — Восковое яблоко (1970)

Один комментарий к “Дональд Уэстлейк — Восковое яблоко (1970)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх