Оригинальное название: Tom Sweterlitsch — Tomorrow and Tomorrow.
Светерлич — очередной американский «никто», который решил переквалифицироваться в писатели. Окончил университет, работал в библиотеке и в возрасте сильно за 30 он решил начать писать. Написал несколько рассказов. Что-то из них было опубликовано, что-то — нет. Одним из неопубликованных рассказов (написанным около 2011 года) был «The City That Lies Within». А не был он опубликован потому, что Светерлич решил переделать его в свой дебютный роман.
Роман получил название «Tomorrow and Tomorrow» и вышел он в июле 2014 года. Ну, не прогремел роман, но стал достаточно известен, чтобы киношники купили права на его экранизацию. Фильм, правда, до сих пор находится в стадии пре-пре-подготовки к съемкам и, скорее всего, так никогда и не будет снят. Но гонорара от киношников Тому хватило, чтобы распрощаться с библиотекарством и стать писателем на «полный рабочий день». В 2018 году вышел второй роман Светерлича, «The Gone World».
В России сначала был издан второй роман Светерлича — в начале 2019 года fanzon его у нас напечатал. Под названием «Исчезнувший мир». Видимо, книга неплохо продавалась (в стоках и распродажах замечена не была и у нее даже доптираж был — недурственно для неизвестного на отечественном рынке писателя). Да и отзывы на роман были неплохие. А потому fanzon добрался и до дебюта Тома и в марте 2020 года выпустил «Tomorrow and Tomorrow» на русском под названием «Завтра вновь и вновь».
Сюжет. Середина 21-го века. Америка. Большая часть американцев оборудована нейрокомпьютерным интерфейсом под названием Начинка. Начинка позволяет выходить в сеть и постоянно показывает носителю «дополненную реальность» — от рекламы до эпизодов из их (и не только их) жизней.
За 10 лет до событий романа Питтсбург был полностью разрушен взрывом атомной бомбы. Главный герой романа, Джон Доминик Блэкстоун, работает в фирме, которая занимается расследованием смертей тех людей, что жили в Питтсбурге до взрыва. Ради страховки — доказать, что люди умерли при взрыве или же по каким-то другим причинам. Блэкстоун проводит своё рабочее время в Архиве — виртуальной среда, в которую были загружены все возможные видео, со всех возможных носителей, касающиеся жизни Питтсбурга перед взрывом. Блэкстоун пытается найти на этих видео нужных ему людей и выяснить, как они умерли. При поиске в Архиве очередной жертвы Взрыва, главгерой находит свидетельства того, что она была убита еще до катастрофы.
Мозговые импланты, главный герой — наркоман и прочий high tech — low life. Всё по заветам дедушки Гибсона. Вот только Гибсон всё это писал еще в начале 1980-х и с тех пор кто только не успел «обсосать» эту тематику. Поэтому при чтении «Завтра вновь и вновь» неизбежно возникают ассоциации с творчеством самых разных авторов. От Дукая до Игана. И эти ассоциации не в пользу Светерлича. Но это так, к слову — не придумать ничего нового в технологиях, это еще не приговор. Тысячи авторов выписывают примерно одинаковые фэнтези-миры и из за это мало кто ругает. Поэтому с антуражем мира романа Светерлича разобрались — ставим пометку про «глубоко вторично» и едем дальше.
«Завтра вновь и вновь» постоянно пытается вывернуть на тропинку детективной истории. Но автор категорически его с этой тропинки разворачивает обратно в драму. Детективный сюжет поначалу даже интригует — Блэкстоуну поручают найти женщину, все следы которой были умело стерты в Архиве. И пока он ее ищет, обнаруживаются связи этого дела с делом той женщины, убийство которой он обнаружил в Архиве ранее. Казалось бы — нормальная завязка. Убитая женщина, пропавшая женщина — и большой специалист по поиску в виртуальности пытается в этом разобраться. Но нет — Светерлич идёт другим путём.
У Блэкстоуна в Питтсбурге погибла беременная жена. И за 10 лет он так и не оправился от потери. Он постоянно погружается в Архив, чтобы заново прожить те эпизоды с женой, которые получилось оцифровать. Посидеть с ней в кафе, погулять с ней по улицам. С ней — с цифровым призраком. И это составляет большую часть его жизни. Блэкстоун рефлексирует и страдает, страдает и рефлексирует.
Иногда кажется, что вот — пошла движуха в романе. Блэкстоун что-то обнаружил, куда-то поехал, что-то ищет. Но нет, через несколько страниц он снова погружается в свою тоску-печаль-депрессию. Снова и снова на читателя обрушивается история о погибшей беременной жене. В конце романа печаль по жене сменяется печалью по другой пропавшей женщине — но и тут Светерлич пользуется примерно теми же словами и образами.
Итого. Мир вторичен. Сюжет уныл. Детективная линия выглядит недоделанной — начал, бросил, получил по морде, оклемался, скинул доказательства в сеть, живет дальше. Читается роман тяжело, а на выходе — пшик. Светерлич придумал неплохую завязку, а потом не смог ею грамотно распорядиться. Ошибка дебютанта, я так думаю. А что до гипотетического фильма, то тут даже может получиться неплохо. Выкинуть все «сопли», а оставшийся сюжет утрамбовать в 90 минут фильма — возможно, это даже будет смотрибельно.
5/10