«Act I» стал первым концертным релизом Tarja. В смысле, у исполнительницы Тарьи Кабули уже выходили несколько концертников, но у условной группы «Tarja», выпустившей два «металлических» альбома, «My Winter Storm» и «What Lies Beneath», это был первый концертник.
Записывали «Act I» на новой родине Турунен, Аргентине, в марте 2012 года. А 24 августа того же года этот релиз появился в продаже. Выпускал его немецкий earMusic. Там всё как у взрослых — BluRay, DVD, CD и винил. Сейчас поговорим о CD. (ДВД тоже у меня где-то был, но его искать надо.)
Релизы продавались по отдельности. BluRay сам по себе, CD сам по себе, и так далее. Было одно делюксовое издание, в которое вошли 2 ДВД, 2 CD и еще один бонусный ДВД. Но это стоило, как крыло самолета и я прошел мимо этого релиза. К тому же этот бонусный ДВД позже выпустили, как отдельный релиз, под названием «Luna Park Ride».
У CD было пяток изданий по миру, в стекле и в диджипаках, но везде был одинаковый треклист и оформление. (Кроме Японии, где на второй диск добавили 2 песни, как раз из программы «Luna Park Ride».) В России CD выпустил «Союз». Его издание я себе и купил. А видеоверсии «Act I» в России, кста, вообще не издавались официально.
Оформление. Джевел. Буклет на шестнадцать страниц. В буклете напечатаны состав группы, длинные списки всего менеджмента группы, треклисты и тексты двух новых песен Тарьи. Еще в буклете куча фотографий Тарьи, но фото эти не концертые, а красивые постановочные — при этом, по большей части, уже виденные ранее. А фотографии аккомпанирующего состава в буклете нет ни одной. На инлее темная фотография рояля. На заднике напечатан треклист. А, да — у CD отличалась обложка, по сравнению с видеоверсиями. То есть, понятно, что и там, и там фотка Тарьи, но здесь фотка была взята другая.
А сейчас подробнее о самих CD. На обоих дисках отсутствует накатка — у кого-то на заводе краска не вовремя кончилась. В результате диски выглядят, как очень дешевые болванки с белым верхом. Вдобавок, на одном из дисков на рабочей поверхности видны какие-то сколы и какая-то хрень, что выглядит как сигаретный ожог. Я когда диски из коробки достал, то посмотрев на это чудо решил, что сейчас поеду их менять. Но оба диска нормально играют в проигрывателе, и без ошибок копируются в компьютерном приводе. Так что менять я их заленился, но такой халтуры от «Союза» я больше никогда не видел. (Кривые буклеты были, неправильная накатка на диски тоже была, но чтобы диски были такого позорного вида — такого больше не было.)
Слушаем. Концерт на ДВД был на самом деле составлен из двух разных концертов, сыгранных на одной площадке в разные дни. Песни обоих концертов там перетасовали и составили из них вот что — на первом ДВД была длинная программа (23 песни на час-сорок, плюс фонограммное интро), а на второй ДВД закинули «невошедшее» — еще десяток песен на 50 минут. Получилось неплохо — первый ДВД воспринимался как нормальный концерт, а за добавкой можно было залезть и на второй диск.
И в свете всего вышесказанного, кто-нибудь может мне объяснить, что за хрень устроили с аудиоверсией «Act I»? Вот два диска. На первом 11 песен с первого ДВД и одна со второго. На втором четыре песни с первого ДВД (при этом они запихнуты в самый конец диска), и восемь песен со второго ДВД. И зачем всё это? Создатели же на ДВД сделали нормальную концертную программу — слукавили слегка, сделав ее не цельной, а мозаичной, но получилось очень прилично. И зачем всё это разрушать на CD?
При этом, песни со второго ДВД — это реально ауттейки. Попурри из трех песен, уложенных в четыре минуты. Песня, спетая Тарьей, находившейся в толпе зрителей в зале. Песня, в которой Тарья сама аккомпанирует себе на рояле. Всё это эффектно смотрелось на видео, но никак не звучит в голом аудио, без картинки.
А ведь на два CD можно было легко впихнуть все песни с ДВД — места-то хватало. А здесь сделали вот что — на двух CD осталось куча места, туда еще более получаса музыки можно было бы записать. И при этом на CD не включили:
— песню «The Reign»
— соло Терраны (вполне забавное)
— постановочный номер «классика плюс ударные» — прообраз программы «Beauty and the Beat», с которой Тарья и Террана станут гастролировать после выхода этого концертника.
— длинное инструментальное вступление к «Little Lies»
— 11-минутный акустический сет из нескольких песен.
Если не учитывать все эти странности, то на дисках мы услышим вот что: выборку из первых двух альбомов Тарьи, плюс несколько каверов. Официально Тарья здесь исполняет только один кавер на Nightwish — «Nemo», но каверы «Over the Hills and Far Away» на Гэри Мура и «Призрак Оперы» Вебера также перешли к ней от предыдущей группы. Ну и плюс «Where Were You Last Night», которую здесь сыграли частично, тоже из тех времен.
Еще Тарья презентовала на этом концерте две свои новые песни, которые прежде не выходили в студийном варианте — «Into the Sun» и «Never Enough». Первая — ничего, вторая — во-первых страшная, во-вторых этой еще песней еще задолбают в последующие годы.
Запись на уровне. Две гитары и клавиши, поддержанные «живой» виолончелью. Короче, к записи и миксу без претензий. Вокал Тарьи… ну, он такой, не особо эмоциональный. Но это предмет длительных споров — фанаты и их антагонисты никогда не договорятся о плюсах и минусах ее вокала. Мне доводилось слышать в других местах, как Тарья поет и лучше. (Верно и обратное — доводилось слышать концерты, где Тарья поет много хуже.) Может быть потому, что Турунен тогда была сильно беременная. А может так и задумывалось.
Итого. Хороший концертник, побитый невнятными выкрутасами с компоновкой треклиста.
6 / 10