Фильм «Поворот дверной ручки» (1957)

Фильм «Поворот дверной ручки» (1957)

Оригинальное название: Retour de manivelle.

Официального перевода этого фильма на русский нет. В любительском переводе фильм называется «Поворот дверной ручки». На разных сайтах, пишущих о кино, этот фильм также называют «Ответный удар» и «Ответная отдача».

Этот фильм является экранизацией романа Джеймса Хэдли Чейза «За всё надо платить» (на русском также известен под названием «Ловушка мертвеца») 1956 года. Чейз в середине 1950-х жил во Франции и его книги там были очень популярны. Так что ничего удивительного, что очередной роман Чейза был взят киношниками в оборот очень быстро. Весной 1956 года вышел роман — в январе 1957 года начали съемки. В сентябре 1957 года уже состоялась премьера фильма.

Сюжет. Безработный Робер спасет жизнь пьяному богачу, Эрику. Эрик нанимает Робера своим личным шофером. Жена Эрика, Элен, не хочет видеть Робера в своем доме и пытается от него избавиться. Вскоре Робер понимает почему — Эрик разорен и скоро за ним будут охотиться кредиторы. А единственной надеждой Элен на «счастливое будущее» является страховка мужа. Если Эрик умрет, то его вдова будет очень обеспеченной женщиной. Робер, влюбившийся в Элен, соглашается помочь ей в получении страховки.

Фильм «Поворот дверной ручки» (1957)

Режиссер — Дении Де Ла Пательер. Элен — Мишель Морган. Жанна — дебют в кино Мишель Мерсье. Эрик — Петер ван Эйк. Робер — чуть менее известный Даниэль Желен. Бернар Блие в роли комиссара полиции. Восклицательные знаки после каждого имени добавьте по вкусу. Если вам, вдруг, ничего не говорят эти имена (тогда непонятно, зачем вы читаете этот текст), то вот — это звезды. И этот фильм — это блокбастер. По меркам французского кино 1950-х. Пока критики превозносили Трюффо и Годара (до 1960-х, когда у них действительно «попёр» коммерческий успех), народ ходил в кинотеатры на «Поворот дверной ручки» и радовался.

Мерсье — очаровательна. Морган — великолепна. Блие — обычен. У ван Эйка роль небольшая, но режиссер выкроил для него несколько интересных монологов. А Де Ла Пательер снимает, как умеет. А умеет он в качественные криминальные драмы на отличном уровне. Отличном даже для Франции тех лет, когда такие фильмы снимали много и хорошо.

Чейз в те годы писал много типовых романов-нуаров. Лох, роковая женщина и жертва. Стандартное трио из «Двойной страховки». Чтобы не писать раз за разом один и тот же роман, Чейз постоянно придумывал какие-то вариации на этот сюжет. В «За всё надо платить» отличий от «стандарта нуара» было два.

Раз. Главный герой (в фильме он Робер — действие романа происходило в США и имена всех персонажей были американские; в фильме действие перенесли во Францию и поменяли почти все имена) не был «дурачком», пошедшим на поводу у femme fatale. Книжный «Робер» был крученным пройдохой, который сам планировал, как бы наложить лапу на деньги «Эрика». То есть, Робер и Элен в романе стоили друг друга — две сволочи, прикидывающие планы убийства.

Фильм «Поворот дверной ручки» (1957)

Два. Главный фокус Чейза — Жертву не убивают. «Эрик» в романе застрелился. Потерявший всё Эрик предлагает Элен «сыграть в игру». Он убивает себя сам — и за самоубийцу страховку не заплатят. Если Элен хочет получить деньги, то она должна явное самоубийство представить полиции явным убийством, но при этом самой не быть обвиненной в этом убийстве. Чейз всё-таки был мастером по придумыванию интересных сюжетов.

Без самоубийства в сюжете было не обойтись, так что в фильме оно осталось. А вот личность Робера киношники кардинально перелопатили. Сделали из книжного мошенника типового нуаровского лоха, который влюбляется в роковую женщину. Идёт у нее на поводу и теряет всё. Это, конечно, упрощение сюжета Чейза, но фильму можно это простить — сценарий всё одно хорош, а актеры, его разыгрывающие, более чем хороши.

Вообще, от Чейза в фильме осталась завязка и концовка. И отдельные эпизоды в середине фильма. А так перипетии романа были сильно изменены. Робер идёт чуть другим путём, но это всё одно путь в сторону краха.

Современному зрителю фильм вернее всего «не зайдёт». Черно-белая почти драма, почти два часа продолжительностью. С долгими планами и пространными монологами. Любителям же старых фильмов в «Повороте» будет на что посмотреть. Актеры, сценарий, съемка — и если со всеми слагаемыми хорошо, то что еще можно желать?

8/10

Поделиться ссылкой:

Фильм «Поворот дверной ручки» (1957)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх