Ричард Пратер — Свидетелей не оставлять! (1954)

Ричард Пратер — Свидетелей не оставлять!, первое издание, 1954 год

Оригинальное название: Richard Prather — Always Leave ‘Em Dying.

Двенадцатый роман Пратера. Восьмой роман в серии о Шелдоне Скотте.

Частного детектива Шелла Скотта нанимают, что он нашел пропавшую шестнадцатилетнюю девушку Фелисити. Пропавшая состояла в местной религиозной секте, но там Скотта не любят и общаться с ним отказываются. Поиски девушки приводят Скотта в местную психиатрическую лечебницу. В которой детектив сначала оказывается в качестве пациента, а после убивает лечащего врача. Поэтому дальнейшее расследование Скотт проводит, находясь в розыске за убийство.

Название «Свидетелей не оставлять!» настолько далеко от оригинального названия романа, что там ни одной общей буквы не сыскать. На русском «Свидетели» выходили ровно один раз — в 2004 году, в издательстве «Центрполиграф». Это издание примечательно тем, что это была последняя книга Пратера на русском. Затем автора как отрезало от российского книжного рынка.

В 1990-е Пратера на русском выходило много, но вот этот роман наши издатели обошли стороной. Скорее всего, потому, что не сумели найти оригинального текста. Роман и на английском, после первого издания в 1954 году, еще пару раз был переиздан в 1960-е, а затем был предан забвению. 30 лет он не переиздавался на английском и только в 1999 году вышло новое издание романа. Наверное, именно через это издание, вернувшее текст на рынок, до него и добрался «Центрполиграф».

Вернемся к тексту. Америка всегда славилась обилием разнообразных сект. Сотни религиозных культов, тысячи проповедников, миллионы приверженцев. И десятки писателей-детективщиков, которые, начиная еще с 1920-х, делали эти культы антагонистами в своих романах. В «Свидетелях» Пратер тоже решил потоптаться на этом благодатном поле. Секта преподобного Траммела и частный детектив Скотт, который этой секте противостоит.

Роман можно поделить на две, примерно равные, части. Часть первая — приличный напряженный детектив. Пропавшая девушка, несколько покойников, психиатрическая лечебница — и Скотт, который пытается во всем разобраться. А когда Скотт уже почти во всем разобрался, наступает время второй части — банального балагана. Пратер любил писать такие полу-фантастические штуковины. Траммел умирает, чтобы потом воскреснуть. Скотт изображает из себя пророка. Затем устраивает представление с взрывом и театральной игрой на публику. К детективу это всё относится весьма условно, но Пратер был хорош в таких вот балаганных представлениях — этого не отнять. Вроде читаешь — и какая-то бредятина, но читается легко. Не нагружает мозг.

Весь роман автор загоняет Скотта в безвыходную ситуацию, когда спасти его от тюрьмы может только чудо. Чудо является в виде главного злодея, который в микрофон сознается во всех преступлениях, а потом умирает. Кх-м. В предыдущем романе о Скотте, «Вокруг одни жулики», было всё ровно то же самое — Скотт в безвыходном положении, злодей и микрофон, смерть злодея. Вот это «злодей и микрофон» уж очень похоже на deus ex machina для Скотта. А уж два романа подряд с одной и той же схемой — это Пратер просто ленился.

5/10

О других произведениях Ричарда Пратера вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Ричард Пратер — Свидетелей не оставлять! (1954)

Один комментарий к “Ричард Пратер — Свидетелей не оставлять! (1954)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх