Джонатан Нолан — Memento Mori (2001)

Журнал «Esquire», март 2001 года

Оригинальное название: Jonathan Nolan — Memento Mori.

В конце 1990-х студент университета Джонатан Нолан услышал на лекции про болезнь под названием «антероградная амнезия». Студент загорелся идеей написать рассказ про человека, который страдает этой болезнью. При случае, Джонатан поделился идеей этого рассказа со своим старшим братом, Кристофером — на тот момент безвестным режиссером.

Кристоферу идея понравилась и он решил снять фильм на ее основе. Кристофер взял наброски Джонатана и на их основе написал сценарий. Вроде как что-то там Джонатан со сценарием помогал, набрасывал идеи, но в титрах фильма сценаристом значился только Кристофер.

Фильм назывался «Memento» (он же «Помни») и вышел он в 2000 году. В титрах фильма было написано, что это экранизация рассказа Джонатана Нолана «Memento Mori». Фокус тут в том, что на момент выхода фильма этот рассказ нигде не публиковался и вообще не факт, что был дописан.

Впервые текст рассказа был опубликован в журнале «Esquire» — в номере за март 2001 года. (В 2007 году журнал выложил полный текст рассказа на своём сайте. Так что вы легко можете почитать его по этому адресу.) Официального перевода рассказа на русский, вроде бы, нет, но в сети можно найти любительский перевод.

Предположу, что раз вы читаете этот текст, то «Помни» вы смотрели. Или хотя бы знаете, о чем там шла речь. Так вот — в фильме была история. Сложная, нарочно снятая так, чтобы запутать зрителя. Оказалось, что рассказе «Memento Mori» нет истории. Там есть только идея и несколько подробностей, использованных Ноланом-режиссером.

Мужчина по имени Эрл лежит в какой-то больнице. Каждые 10 минут он теряет память. Поэтому Эрл оставляет себе записки, в которых пишет, что надо делать. Жену Эрла убили и он хочет найти ее убийцу. Эрл делает себе татуировку с фотороботом убийцы. В конце рассказа убийца мёртв, а Эрла увозит полиция.

Всё. Никаких подробностей. Сюжета, как такового, тоже нет — просто человек в больнице и его мысли и записки. Ну, там весь рассказ-то объемом в 10-11 страниц — описать Эрла и его состояние, вот рассказ уже и закончится. Поэтому считать «Memento Mori» литературной основой «Memento» — это Кристофер по-братски Джонатану польстил. Похождения Леонарда Шелби и Эрла объединяет только болезнь, мертвая жена и татуировки. У Леонарда был сюжет, события и знакомые. У Эрла только ситуация и размышления.

В дальнейшем Джонатан станет известным сценаристом и продюсером. А «Memento Mori» так и останется его единственным опубликованным литературным произведением. Ну, по этому рассказу как бы и понятно, что Джонатан в литераторстве очень так себе.

5/10

Поделиться ссылкой:

Джонатан Нолан — Memento Mori (2001)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх