Майкл Маршалл — Один из нас (1998)

Майкл Маршалл — Один из нас (1998)

Третий роман Майкла Маршалла.

Ранний роман Маршалла, действие которого происходит в Америке будущего. Не слишком отдаленного будущего — если точнее, то в 2017 году (прямо год в романе не указан, но в тексте есть празднование Миллениума и фраза, что «прошло 17 лет»). Забавно здесь то, что в России этот роман впервые был издан во всё том же 2017 году. И наши реалии слегка отличаются от идей романа.

Еще из интересного. Маршалл при издании первых трех своих романов (включая и «Один из нас») пользовался своим полным именем — Майкл Маршалл Смит. Затем он 15 лет публиковался под сокращенным именем, откинув фамилию «Смит». К без-смитовому варианту у нас привыкли и потому при издании «Один из нас» в России, «Эксмо» выкинуло этого «Смита» с обложки.

Итак, будущее. Всё, как у нас, только погоды хуже, а техника лучше. Главный герой романа, Хап Томпсон, работает в фирме «Снохран». И его работа заключается в том, что он смотрит сны за других людей. С помощью специальной аппаратуры ему скидывают кошмары или тревожные сны, которые не хотят видеть богачи. Еще одно направление работы — воспоминания. Хап может принять на хранение в свой мозг некоторые воспоминания клиентов. Кто-то хочет пойти в бордель и при этом не вспоминать о жене — память о браке скидывается Хапу. Или кто-то должен пройти проверку на полиграфе и спорные воспоминания опять же передаются Хапу. Через некоторое время Хап возвращает воспоминания обратно.

Однажды Хап соглашается за большую плату принять большой объем воспоминаний. Нелегально. После передачи Хап понимает, что ему в мозг слили воспоминания об убийстве полицейского. Заказчик исчез. А за Хапом начинают охотиться хорошо вооруженные наемники. Теперь Хапу предстоит как-то выпутаться из этой ситуации.

По сюжету — американский детектив 30-40-х. Не нуар, но около того. Что-то типа Чандлера. Да и манера письма Маршалла, со множеством описаний, очень уж похожа на Чандлера — особенно в первой трети романа. Затем Маршалл начинает меньше работать на описания и больше на действие. В действии — классика детектива: главгерой (условный частный сыщик) против крутых гангстеров (вместо них хакеры) и наемников (их в романе заменяют ангелы).

Антураж — понятно, киберпанк. High tech. Low life. Life по Маршаллу может и не совсем low (видали и более low), но tech по любому high. И дело не только в передаче снов и воспоминаний, но и в колдовстве с климатом и в бытовых приборах с искусственным интеллектом. (Прикольный момент в романе — Хап пытается взломать замок в доме, у него не получается и он договаривается с замком, что тот откроется за взятку в 200 долларов.)

До какого-то момента роман читается крайне бойко. Тайны, загадки, безвыходные ситуации. Во второй половине роман начинает подвисать. Появляется скука. Отдельные фрагменты хочется пролистать, не читая. Но почти до самого конца роман держит планку. И уже в последней четверти романа Маршалл вдруг сворачивает в теологию. Бог шляется по земле, ангелы мочат людей. Там же автор подгоняет свою теорию о создании мира, пересмотре роли Иисуса и так далее. Не сказать, что это всё очень скучно, но всё одно вышел перебор. Два жанра в одной книге (детектив + киберпанк) — нормально. Три (плюс религиозные измышлизмы) — многовато.

Собственно, уже в этом раннем романе видны плюсы и минусы Маршалла, которые останутся неизменными на протяжении большей части его карьеры. В плюсах — отличный рассказчик и придумыватель интересных сюжетов. В минусах — затянутость повествования и некоторая невнятность финалов (главный бич Маршалла).

7/10

Поделиться ссылкой:

Майкл Маршалл — Один из нас (1998)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх