
Когда в конце 90-х Кататония сменила стиль своей музыки, это прошло для нее менее болезненно, чем для многих других. Не, некоторые плюющиеся от изменений в творчестве шведов были, но таких тонн говна, как вылили, к примеру, на Aegis и Host, Кататония избежала. И причин тому две.
Первое — у Кататонии на тот момент статус был пожиже, нежели у Theatre of Tragedy, Anathema, Paradise Lost и иже с ними, потому немногие и заметили эти изменения. Второе — качество нового материала. Тот же Host ругали не потому, что все ждали Draconian Times Part 2, а получили что-то другое (хотя и за это тоже слегка), а потому, что на нем реально песни были дрянь. А у Кататонии всё оказалось просто — после великолепного дэт-думового Brave Murder Day они выпустили великолепный готик-думовый Discouraged Ones.
Причины изменения стиля остались неизвестны. Были какие-то отговорки, что мол Окерфельдт окончательно свалил в Opeth, и гроулить стало некому — Ренксе не мог, Нюстрём не хотел. Так что решили остановится на исключительно чистом вокале, и музыку в соответствии с ним подтянули. Ну да это сказки были — Окерфельдт работал и над этим альбомом, просто ограничился продюсированием и бэками, а захотели бы гроула, так позвали бы еще кого — Швеция страна богатая на толковых вокалистов. Так что будем считать, что ребятам так вот захотелось, на ровном месте — ну да это их дело.
Так что вот. 8 декабря 1997 года группа выпустила EP Sounds of Decay, который стал финальным поклоном дэту. Уже через месяц, в январе 1998 года, вышел EP Saw You Drown, представивший слушателям новое звучание коллектива. А 27 апреля вышел третий полнометражник Katatonia, Discouraged Ones.
Этот альбом стал последним. который группа выпустила на Avantgarde Music — задрипанном итальянском лейбле, с хреновой дистрибьюцией. Уже в следующем, 99-м, году группа переберется на английский Peaceville, на котором и станет выпускаться по сей день. А Discouraged Ones лицензировался хаотично, и было пара десятков изданий на разных лейблах в разных странах — от американского Century Media до русского Айронда.
В 2006 году Peaceville выкупил права на раннее творчество Katatonia и начал его потихоньку переиздавать. В феврале 2007 года был перевыпущен и Discouraged Ones. На переиздании еще докинули парочку бонусов. (Справедливости ради — на издании от Айронда, несколькими годами ранее, эти бонусы тоже были). Версия от Peaceville в России была издана “Союзом” в том же, 2007 году. (Правда, вместо европейского диджипака у нас издали версию в джевеле). Так этот альбом оказался официально издан в России во второй раз. Эту версию я и купил, обновив свою старенькую кассету, купленную сразу после выхода альбома.
Оформление. OBI. Джевел. Буклет на шестнадцать страниц. В буклете воспоминания об этом альбоме от Нюстрёма на несколько страниц (“мы захотели, мы почувствовали, мы прониклись и осознали” — ничего интересного), фотографии и тексты песен (включая бонусные). На инлее — фотография группы и текст из словаря с определением слова “discourage”, на заднике — треклист.
Слушаем. Из одной крайности — длинные навороченные перегруженные песни на Brave Murder Day, группа ушла в другую — короткие однотипные, даже однообразные, простые по структуре песни на Discouraged Ones. Стилистически — готик-рок плюс дум-метал. Плюс фирменная депрессуха от Кататонии. Ренксе поет однообразно (что-то типа раннего Роберта Смита), но очень мощно. Знаете, такие вокализы — типа человек поет из петли, или падает с моста, или уже выстрелил себе в висок. В общем, создает настроение — настроение окружающего слушателя со всех сторон пиздеца. Бесповоротного.
Музыкально альбом сделан без наворотов — простенькая, но очень жирно прописанная, ритм-секция, простые, но опять-таки жирно записанные, гитары, минимум электроники. Всё. Пока в конце 90-х многие рвались к коммерциализации музыки с увеличением доли электроники — Кататония просто отказалась от пары примочек на гитарном звуке и выпилила гроул. И этого оказалось достаточно для записи идеального альбома.
Отдельно по песням смысла нет проходиться. Либо всё нравится, либо нет. Сразу обращает на себя внимание только Gone, нестандартной первой частью. Ну, еще чуть более других цепляет сингловая Saw You Drown. А так — обычно альбом просто слушаю целиком, на нем всё одно нет ни одной песни, которую хотелось бы промотать.
Бонусы. Выше я писал про EP Saw You Drown, вышедший за несколько месяцев до альбома. Две песни с него вошли и в альбом, в тех же версиях — Nerve и Saw You Drown. Оставшиеся две песни с того EP запихнули на это переиздание в виде бонусов. Первая, Quiet World, записывалась вместе с остальными песнями с Discouraged Ones, но была забракована группой и не вошла в альбом. И понятно почему — не допилили, песня осталось на уровне демки. При вполне приличной первой половине, в песне начисто слита концовка.
История второй, Scarlet Heavens, интереснее. Она была записана в 1994 году. Впервые опубликована на сплите с Primordial в 1996. Потом ее воткнули на Saw You Drown. А теперь она живет на переизданиях Discouraged Ones. По музыке же песня, несмотря на год записи — легкий среднетемповый готик, или то, что в 80-х шло с приставкой “пост”, что-то типа упоминавшегося уже The Cure. (Могу вспомнить еще одну очень похожую по стилю запись — альбом Tiamat “A Deeper Kind of Slumber”, только без электроники.)
Итого. Шедевр. Еще один. Когда-то у Кататонии получалось записывать такие вот альбомы. Сейчас уже сложно объяснить, что же такого выдающегося было на этом альбоме — полянка стиля уже истоптана до дерна, но скажу так — этот альбом умудрился дико понравиться еще в те времена, когда башка была забита исключительно героями дэта и блэка, и стал одной из первых ласточек по расширению кругозора.
9 / 10
Альбом охрененный, но Host, на мой вкус, тоже неплох — не One second, но слушается с удовольствием, хотя и редко.