Оригинальное название: Kansas City.
Канзас, 1934 год. Джонни О’Хара грабит заезжего игрока. Игрок оказывается знакомым местного преступного босса Селдома. Джонни ловят и привозят в клуб Селдома. Жена Джонни, Блонди, понимает, что ее мужа не отпустят и решается на отчаянный шаг — она похищает жену советника президента Рузвельта. И требует, чтобы советник через свои связи вызволил ее мужа из рук бандитов.
По краткому описанию этот фильм похож на триллер. Но не обманывайтесь — «Канзас Сити» не триллер. И не детектив. И не нуар. Это драма. И причем, драма имени Роберта Олтмена, которому интереснее было не в драму или в сюжет, а просто показать ретро-панораму американского города.
Перед просмотром фильма определились для себя — вы любите джаз? Ну, или хотя бы он вас не раздражает? Потому что на протяжении всего фильма (110 минут) будет звучать джаз. Заметный кусок фильм отведен под показ выступления джазменов в клубе Селдома. А когда джазменов и не показывают, то джаз продолжает звучать за кадром. Практически постоянно. Я вот до просмотра «Канзас Сити» думал, что безразличен к джазу. После просмотра понял, что стал недолюбливать этот жанр.
Роберт Олтмен — великий американский режиссер. Так говорят. Были у него и успехи, были и провалы. Я вот ему простить не могу надругательство над прозой Раймонда Чандлера — в фильме «Долгое прощание». В 1990-х звезда Олтмена закатывалась и он становился интересен всё более узкой прослойке зрителей. Фильмы Олтмена 1990-х всё больше напоминали не рассказ какой-то истории, а нарезку разных событий, в которой зрителю самому предлагалось найти что-то умное или великое. «Короткие истории» 1993 года — два десятка персонажей в современном Лос-Анджелесе. «Высокая мода» 1994 года — неделя высокой моды в Париже, с толпой персонажей.
И вот после этого Олтмен снимает «Канзас Сити» — всё тоже самое, что и раньше, только действие перенесено в Канзас 1934 года. В клубе весь фильм происходит «джазовая дуэль». Блонди с похищенной ею Кэролин болтаются по городу. Селдом толкает глубокомысленные речевки, а похищенный Джонни его слушает. Шурин Блонди организует накрутку голосов на выборах. 14-летняя Перл приезжает в Канзас рожать и встречает своего ровесника, Чарли Паркера (будущего великого саксофониста). Из-за грядущих выборов на улицах не спокойно — демократы и республиканцы стреляют друг в друга. И так далее, и тому подобное. На протяжении всего фильма.
То есть, Олтмен снял очередной «альманах историй», в котором зрителю предлагается увидеть что-то глубокомысленное. А если зритель не увидел — то это зритель дурак, а не Олтмен ерунду снял. Когда хронометраж фильма заканчивается, Олтмен просто убивает главных героев фильма, злодей считает деньги в своем клубе, а джазмены продолжают играть. Титры.
В «Канзас Сити» есть на что посмотреть. Например, исполнительница роли Блонди, Дженнифер Джейсон Ли. Ух, как она хороша в роли грубой провинциальной девки. Слушать ее монологи — одно удовольствие. (Только в оригинальной озвучке, потому что русский дубляж там все красоты убил.) Ради нее (или, например, ради Миранды Ричардсон) можно посмотреть этот фильм. Но следует помнить, что это не фильм «с сюжетом», а фильм «с настроением». А я такие не люблю.
Олтмен покатал этот фильм по разным фестивалям (премьера была в Каннах в мае 1996 года), но с наградами его на этот раз прокатили. А в прокате фильм ожидаемо ничего не собрал.
3/10