Я не очень понимаю, 30 лет чего Кай Хансен праздновал в 2016 году. Потому что первые релизы Helloween вышли в 1985 году. Однако, вот — в 2016 году Хансен праздновал свои юбилейные 30 лет «в металле».
Тогдашняя «основная» группа Хансена, Gamma Ray, обитала на лейбле earMusic. Проект Киске и Хансена, Unisonic, тоже обитал на earMusic. В общем, Хансен уже обжился на этом лейбле. Поэтому, когда Кай закинул лейблу удочки про еще один проект — на этот раз персональный, сольный — лейбл Каю не отказал. Идея была простая — записать альбом вне команд Gamma Ray и Unisonic. Просто Хансен и его друзья. Чтобы не довлел «груз ответственности» за раскрученные названия. Из этих соображений Кай для записи «ХХХ» никого из основных составов тех групп не пригласил.
Аккомпанировать Хансену в «ХХХ» подрядились Эйке Фриз (вокалист и гитарист Dark Age, последнюю десятилетку работал с Gamma Ray как звуковик), Дэн Уайлдинг (с 2012 года он стучит в Carcass, также является концертным барабанщиком Heaven Shall Burn) и Александер Дитц (гитарист Heaven Shall Burn, в 2010-х годах колдовал на звуком некоторых изданий Gamma Ray). В буклете «ХХХ» продюсирование и авторство всего материала поделено на троих — Хансена, Дитца и Фриза.
Вот этот квартет набросал альбом. А затем начали зазывать гостей, которые могли бы сойти в проекте Hansen & Friends за «& Friends». Среди заглянувших на огонек музыкантов были Вейкат (лидер Helloween), Грапов (бывший гитарист Helloween), Корвин Бан (концертный клавишник Gamma Ray). Еще в одной песне на басу отметился Тим Хансен, сын юбиляра. Среди гостевых вокалистов список еще более представительный — Пит Силк (Iron Savior), Ральф Шиперс (Primal Fear, также был первым вокалистом Gamma Ray), Ди Снайдер (Twisted Sister), Тобиас Заммет (Edguy, Avantasia), Майкл Киске (вот даже без комментариев), Франк Бек (нынешний вокалист Gamma Ray), Маркус Бишоф (Heaven Shall Burn), Ханси Кюрш (Blind Guardian) и Клементина Делоне (Visions of Atlantis).
В 1990-е Хансен умел писать не просто хорошие песни, а веселые хорошие песни. На альбомах типа «Insanity and Genius» хватало мест, где можно было от души посмеяться. В нулевых юмор Хансена сошел на нет, сменившись убийственной серьезностью. Альбомы Gamma Ray стали заметно более грузными. На «XXX» Хансен попытался вернуться в 1990-е — многие приемы на новом альбоме бережно скопированы с альбомов GR 1990-97 годов. При этом звук на «ХХХ» не столько про павер, сколько про хэви-метал. В целом, любимые Хансеном Judas Priest и Accept, но с характерными хансенсовскими кунштюками. Слушается задорно — лучше, чем последняя пара альбомов GR. Хотя грузящих песен на альбоме тоже хватает. Зато где вы еще услышите гроул в песне Хансена?
Отдельное удовольствие — тексты альбома. Хансен написал тексты про карьеру музыканта. Взлеты, падения, слава, забвение, чертовы менеджеры и «свою гордость ты продал за бриллиантовый поводок». Много юмора, много горечи. В кои-то веки на импортном метал-альбоме действительно интересно послушать тексты.
Изданий у «ХХХ» хватало, но основных было 2. Простое — диск 10 песнями на 55 минут. И дорогое — с бонусным диском, на котором были записаны демки всех песен альбома, но без гостей — то есть, там был только вокал Хансена. Послушать этот бонусный диск — отдельное удовольствие. На всех остальных изданиях (включая винилы) в бонусы включались либо отдельные треки со второго диска, либо караоке-версии альбомных песен.
В России «ХХХ» официально выпустил Союз. В четырехполосном диджипаке и без каких-либо бонусов.
Проект Hansen & Friends был одноразовым. Так сразу решил Хансен. Один альбом, один концерт-презентация — и все расходятся. Хансен обещал повторить, но только лет через 20 — когда будет очередной красивый юбилей.
8/10