Дэшил Хэммет — Мальтийский сокол (1930)

Дэшил Хэммет — Мальтийский сокол, первое издание, 1930 год

Оригинальное название: Dashiell Hammett — The Maltese Falcon.

В частное детективное агентство Спейда и Арчера обращается мисс Уондерли. У нее на вечер назначена непростая встреча и она хочет, чтобы детективы ее на всякий случай «прикрыли». Приглядывать за Уондерли отправляется Арчер. А ночью Сэма Спейда будит телефонный звонок — его партнер найден застреленным. Той же ночью кто-то застрелил человека, с которым должна была встретиться мисс Уондерли — и в этом убийстве полиция подозревает самого Спейда.

«Сокол» стал первым «настоящим» романом Хэммета. До него (в 1929 году) у писателя уже вышло два романа, но оба эти романа были составлены из четырех историй. Четыре рассказа, объединенные общим сюжетом, но каждый из них имел свою завязку (убийство) и свой финал (поимку убийцы). И уже после публикации отдельными рассказами, их объединяли в один роман. А «Сокол» был изначально написан, как роман. То есть, один сюжет, без промежуточных финалов. Только написав три десятка рассказов, Хэммет почувствовал в себе силы замахнуться на большую историю.

«Мальтийский сокол» тоже изначально был напечатан в журнале. «Black Mask» — издание, с которым Хэммет сотрудничал много лет. Журнальную версию разбили на пять номеров. Начали печатать в сентябре 1929 года. Закончили в январе 1930 года. Но в случае с этим романом публикация делалась «классическим» путем — история в каждом номере обрывалась на самом интересном месте, с обязательным «продолжение читайте в следующим номере». Ну, а в 1930 году «Сокол» уже был выпущен в виде отдельной книги.

Хэммет не писал «Сокола» с нуля. В смысле, сюжет в романе был новый, но отдельные события на страницах романа брались писателем из своих ранних произведений. Чуть живой человек приходит в детективное агентство — это из рассказа «Крадущийся сиамец» 1926 года. Несколько преступников на малине, включая очень лживую женщину, спорят о сокровищах — это рассказ «Кид» 1925 года. В рассказе «Огрбаление Коффигнела» 1925 года русская княжна до последнего не верила, что частный детектив сдаст ее властям, а он ее убеждал, что не может поступить иначе — и всё это сильно похоже на последний разговор Спейда и Бриджит. И так далее. «Мальтийский сокол» родился не на пустом месте — Хэммет собирал его, как пазл, из своих прошлых произведений.

До «Сокола» Хэммет писал, в основном, об Оперативнике агентства «Континенталь». Персонаж был неоднозначный — циничный, жесткий, временами жестокий. Отобрать костыли у инвалида, выстрелить в спину, спровоцировать побоище на десяток трупов — такие вот рабочие приемы использовал Оперативник. Произведения о нем стали предтечей жанра хардбойлд. В «Мальтийском соколе» Хэммет изменил хардбойлду. Сэм Спейд за весь роман ни в кого не стреляет, а всем прочим действиям предпочитает хороший разговор. При этом, этот персонаж остается точно такой же сволочью, какой был и Оперативник. И этот роман уже стал предтечей другого жанра — нуара.

Ценители «чистого детектива», скорее всего, будут разочарованы этим романом. Потому что в «Соколе» практически отсутствуют допросы, алиби, подозреваемые. Нет, этот роман о другом. «Сокол» — это роман о макгаффине. Одним из самых характерных романов в этом жанре «Сокол» и является.

«Мальтийский сокол» стал самым известным произведением Хэммета. Три экранизации за 10 лет. В 1931, 1936 и 1941 годах. Окончание периода безденежья для автора. Архетип для подобной литературы. И вечный фигурант во всевозможных списках «лучших детективов всех времен». Самое забавное в том, что сам Хэммет не считал «Сокола» своим лучшим произведением, отдавая «пальму первенства» роману «Стеклянный ключ». Время расставило всё по местам — «Ключ» помнят только энтузиасты, а название «Мальтийский сокол» стало нарицательным для весомого куска современной культуры.

10/10

О других произведениях Дэшила Хэммета вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Дэшил Хэммет — Мальтийский сокол (1930)

3 комментария для “Дэшил Хэммет — Мальтийский сокол (1930)

  1. Не знаю-не знаю, читал у Хэммета Жатву, Сокола и Ключ. Ключ больше всего понравился, и интрига, и построение сюжета на высшем уровне. Сокол тоже хорош по-своему, конечно, но эффекта Вау он у меня не вызвал.
    Вообще люблю ваши рецензии, но из этой непонятно, почему именно Сокол хорош. Вы просто написали, что роман входит в разные топы, а достоинства его не описали в рецензии. Про ту же Жатву вы интереснее писали.

    1. Сокол. Подумаю, как можно доработать этот отзыв. Вообще, очень сложно писать отзывы на безусловные шедевры — бывает проблематично подобрать восторженные эпитеты.
      Ключ. Этот роман хорош. Очень хорош. Но по степени влияния на поп-культуру он далеко позади Сокола.
      Жатва. Не такой известный роман, как Сокол, Ключ и Худой. Но для меня именно этот роман остается любимым у Хэммета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх