Дик Фрэнсис — Рефлекс змеи (1980)

Дик Фрэнсис — Рефлекс змеи, первое английское издание

Двадцатый роман Фрэнсиса. Вышел в 1980 году.

На русском роман издавался под названиями «Рефлекс змеи» и «Отражение». Какое из них лучше соответствует оригинальному названию романа «Reflex» — это вы уж решайте сами.

Филип Нор — жокей-профессионал и фотограф-любитель. Когда погибает Джордж Миллес — фотограф, работавший на скачках, то у Нора оказывается коробка с неудачными работами погибшего. Вот только то, что семья Миллеса считала неудачами, на деле оказывается сложными ребусами для фотографов, расшифровка которых может привести с непредсказуемым последствиям.

Бывали у Фрэнсиса такие романы. В которых не одна какая-то сюжетная линия (ну, там расследование одного преступления), а много разных сюжетов, которые писатель сшивал в большое красивое лоскутное одеяло.

В «Рефлексе змеи» читателю предлагаются именно что лоскуты. Нор разбирается с «наследством» Миллеса. Нора заставляет мухлевать на скачках тренер. Нор, по просьбе умирающей бабушки, разыскивает свою сводную сестру, о существовании которой он прежде и не подозревал. Нор обустраивает свою личную жизнь. Нор осознаёт себя, как фотограф-профессионал. Да, еще, как это обычно бывало у Фрэнсиса, Нора сильно избивают и пытаются убить (разные люди).

Некоторые из этих сюжетов в конечном итоге пересекутся меж собой. Некоторые останутся сами по себе. Фрэнсис, как это у него тоже часто бывало, в этом романе не пошел по пути «найти виновных и наказать». Нет, в «Рефлексе» даже вычисленный Нором убийца не оказывается в руках полиции. И почему у Фрэнсиса все персонажи обладают буддийским спокойствием и эпиктетовским прощением?

Дик Фрэнсис — Рефлекс змеи, первое американское издание

А общей темой, которая связывает меж собой все похождения Нора, становится фотографирование. Фрэнсис чуть не в каждом (раннем) романе вставлял какую-то новую тематику, про которую подробно рассказывал. От разведения лошадей до особенностей пилотирования самолетов. Для «Рефлекса змеи» Фрэнсис закопался в подробностях фотографий. Особенности проявки, ребусы по сокрытию информации на негативах и так далее, и тому подобное.

И всё это очень интересно, но для людей, не увлеченных фотографией, будет тяжеловато читать, как Нор по 5 страниц подряд возится с каким-нибудь негативом, пытаясь разными способами узнать его тайны. Особенно сейчас, когда пленочная фотография стала уделом энтузиастов.

А вы заметили, как часто в этом тексте автор повторяет фразы типа «как и раньше у Фрэнсиса», «как обычно у Фрэнсиса» и тому подобные? А всё потому, что «Рефлекс змеи» действительно является типовым романом Фрэнсиса. Новые персонажи, новые истории — да. Но при этом стандартные для автора типажи и наистандартнейшее для автора построение сюжета. Читать интересно, да. И если читать по одному роману Фрэнсиса в год, то «Рефлекс змеи» вполне может доставить удовольствие. Если же читать Фрэнсиса много и подряд, то все его типовые приемы будут очень уж сильно бросаться в глаза.

7/10

Поделиться ссылкой:

Дик Фрэнсис — Рефлекс змеи (1980)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх