Оригинальное название: Vidocq.
Париж, 1830 год. Частный сыщик Видок погибает в схватке с преступником. Этьен Буассе, биограф Видока, восстанавливают хронологию последнего дня сыщика и выясняет, что тот охотился на таинственного преступника по прозвищу Алхимик, убивавшего влиятельных господ.
Эжен Франсуа Видок — реально существовавший в 19-м веке сыщик. Одна из знаковых фигур французской полиции и основатель первого в мире частного детективного агентства. (Аналог Ивана Путилина для французов.) Фильмы о Видоке французы начали снимать еще в эру немого кино (первый из них вышел в 1909 году). И потом киношники тоже не забывали о персонаже, регулярно воскрешая его на экранах. В 1960-х во Франции даже сериал под простым названием «Видок» выходил.
В конце 1990-х французы решили снять очередной фильм про Видока. Первоначальный сценарий был полностью «реалистичным» и рассказывал о политических разборках, приводящих к революции 1830 года. Проблема этого сценария была в том, что он использовал персонажей сериала 1960-х. А затем создатели нового фильма не сумели договориться с теми, у кого были права на сериал. И тот сценарий кинули в мусорку.
Для новой версии сценария был нанят писатель Жан-Кристоф Гранже. Сейчас это очень известный писатель («Багровые реки», «Пассажир», «Братство камня»), но в конце 1990-х он был еще не так известен. До «Видока» Гранже участвовал в написании адаптаций для кино чужих произведений. А «Видок» стал первой оригинальной историей автора для большого экрана.
История у Гранже получилась ничего так. Начать с убийства главного героя, а после долго восстанавливать события, приведшие того к смерти — прием не новый, но обыгран хорошо. Этьен опрашивает свидетелей и каждый из них рассказывает какой-то эпизод из расследования Видока. И эти флэшбеки переплетаются с событиями после «смерти» Видока. Простая история, но довольно запутанно рассказанная. Разобраться можно. Хотя я знаю людей, которые запутались в сюжете и ничего не поняли в фильме. (И поэтому им «Видок» не понравился. И еще знаю людей, которым не понравилось то, что сюжетная канва фильма вырулила в сторону фантастики.)
Видимо, от первого варианта сценария в версии Гранже остались события революции 1830 года. Для сюжета эта революция не очень и нужна, но фон создаёт.
Снимать фильм поручили Жан-Кристофу Комару, который предпочитает пользоваться погремушкой Питоф. Для него «Видок» был режиссерским дебютом, но ранее он уже был известен, как знатный мастер по спецэффектам. «Чужой: Воскрешение», «Жанна д’Арк», «Астерикс и Обеликс».
Питофу было интересно снимать «Видока» с точки зрения апробирования новых технических возможностей. Фильм стал первым, снятым полностью в цифре в HD. Большая часть кадров в фильме допиливалась на компьютерах. В общем, Питоф устроил из фильма демонстрацию достижений. Временами это раздражает — например, в кадре назойливо показывают лица крупным планом. Ну да, ну да, надо было показать, что цифра достигла такого уровня, что все волоски и прыщики на лицах актеров видны. То, что это наносит ущерб смотрибельности фильма и раздражает зрителя — Питофу, наверное, было наплевать.
Это как с «Ночным дозором». Бекмамбетову тоже было интереснее показывать падающую заклепку, чтобы прорекламировать свою студию спецэффектов, чем постараться придать осмысленности сценарию. Но у Питофа были внятный сценарий Гранже и еще не совсем ожиревший Депардье в главной роли. А у Бекмамбетова не было внятного сценария и всего лишь Хабенский в кадре.
Осенью 2001 года «Видок» вышел. Не отбил вложенные в производства средства вот вообще никак. Слишком дорогим оказался процесс съемок и последующие обработки каждого кадра. Но своё дело фильм сделал — прорекламировал новые возможности цифры и умение Питофа с ней обращаться. Поэтому через пару лет после «Видока» режиссер уже тусил в Голливуде и снимал там «Женщину-кошку». И вот уже провал этого «шедевра» закопал карьеру режиссера.
Через много лет «Видок» остался таким же смотрибельным. Да, вся эта цифра уже не впечатляет. Некоторые приемы Питофа раздражают. Но сюжет и сейчас кажется неплохим, а Депардье и молодой Гийом Кане уместно выглядят в кадре.
7/10
На самых последних секундах фильма, когда Видок уходит от могилы своего напарника, на склепе можно увидеть надпись про «Jim Morrison чего-то там». Всё дело в том, что наркот Джимми похоронен в Париже и на кладбище Пер-Лашез вандалят его фанаты. В кадре случайно оказался образчик такого вандализма. И вот то ли во время постпродакшна проморгали эту надпись и потому не замазали, то ли специально оставили ее в кадре, как пасхалку.