Фильм «Джонни-мнемоник» (1995)

Фильм «Джонни-мнемоник» (1995)

Оригинальное название: Johnny Mnemonic.

Экранизация одноименного рассказа Уильяма Гибсона.

2021 год. Мир победившего киберпанка — развитые технологии и низкий уровень жизни. Корпорации, бандитизм, жизнь на помойках. Мнемоники — курьеры, у которых в мозгу есть специальные импланты, позволяющие загрузить в них информацию. Мнемоники перевозят очень важную и дорогую информацию. Мнемоник по имени Джонни выполняет своё последнее задание: в своей голове он перевозит 320Гб секретных данных, из Пекина в Ньюарк. К несчастью для Джонни, эту информацию очень хочет получить якудза, которая устраивает охоту за курьером.

Уильям Гибсон. Американец, сбежавший в Канаду от призыва на военную службу и осевший там. В конце 1970-х Гибсон начал писать фантастические произведения. Он стал «отцом» киберпанка. Забавно тут то, что Гибсон писал о высоких технологиях, искусственных интеллектах, виртуальных пространствах, лихих хакерах, а сам даже компьютером в те годы пользоваться не умел. Вот что значит хорошая фантазия. В 1981 году Гибсон написал рассказ «Джонни-мнемоник».

Роберт Лонго. Американец. Художник. В 1980-х рисовал разную графику — которая высоко ценилась. Снимал клипы. Играл музыку.

В конце 1980-х Гибсон и Лонго договорились снять фильм по «Джонни-мнемонику». С Гибсона сценарий, с Лонго постановка. Надо было только найти инвесторов. Новички в кинобизнесе, они думали, что найдут полтора-два миллиона и сделают малобюджетную постановку. И несколько лет никаких денег найти они не могли. Продюсеры просто не понимали, зачем давать деньги двум абсолютным новичкам. Известным людям, но известным в сферах, далеких от кино — в литературе и графике.

Затем сценарием фильма заинтересовался Киану Ривз. Под Ривза прорезались студии и дали Лонго бюджет на съемки. Лонго потом грустно шутил, что он не смог найти миллион на съемки, а потом ему всучили 20 миллионов.

Проблема была в том, что деньги на фильм дала Sony и вместе с этими деньгами в проект пришли «крутые продюсеры». Которые вертели Лонго, как хотели. Вместо того, чтобы делать «свой» фильм, Лонго и Гибсон исполняли хотелки продюсеров.

Мы заключили контракт с Такеши Китано. Он популярен в Японии. Сделайте побольше сцен с ним — это поможет прокату фильма в Азии. Мы заключили контракт с Дольфом Лундгреном — он будет круто смотреться в фантастическом боевике. Что значит, для него нет роли? Ну, придумай для Лундгрена роль, ты же сценарист. Бобби, что значит «мои друзья написали музыку для фильма»? Нам не нужны твои друзья. Нам нужны артисты из каталога Сони — ведь нам потом еще саундтреком торговать.

Вот примерно так протекали съемки фильма. Гибсон и Лонго послушно исполняли все хотелки «крутых продюсеров». А потом отснятый материал у них и вовсе забрали — монтаж делала студия усилиями очередных «крутых профессионалов».

В момент выхода «Джонни-мнемоника» Гибсон и Лонго профессионально поддерживали фильм. Но затем Гибсон достаточно резко отзывался о том, что Сони сделало с его идеями. А для Лонго этот опыт оказался настолько негативным, что он больше никогда не пытался снимать художественные фильмы.

Фильм «Джонни-мнемоник» (1995)

Итоговый результат — ну, дешевый фантастический боевик. О «Джонни» вспоминают с теплотой некоторые граждане. Киберпанк, хакерство, драки-пальба, красавчик Киану и качок Дольф. Но фильм от этого не перестает быть дешевым фантастическим боевичком. Кого этот фильм зацепил в эпоху VHS и гнусавых переводов — тот до сих пор может об него поностальгировать. Остальным тут ловить особо нечего. Разве что на Ривза до эпохи «Матрицы» посмотреть — в «Джонни» Киану тоже тот еще хакер. (А Джейн, с натяжкой, может считаться одним из прототипов Тринити.)

Из рассказа в фильм попали только основные идеи. Мнемоники, якудза, наемница-телохранитель. В рассказе всё было заметно проще и циничнее. Об избавлении мира от болезней речи там не было. Джонни выкрутился и с помощью дельфина начал извлекать информацию из мозга — чтобы шантажировать бывших клиентов. В романе «Нейромант» 1984 года Гибсон устами одного из персонажей упоминает о том, что Джонни за его «бизнес-идеи» всё-таки убили якудза.

Зато Гибсон, когда писал сценарий, использовал идеи из других своих произведений. И из «Нейроманта», и из романа «Виртуальный свет» 1993 года. Но якудза с погибшей дочерью, лекарство от синдрома нервного истощения и проповедник-киборг — это уже настояние продюсеров.

В рассказе телохранительницу Джонни звали Молли. Она же была одним из главных действующих лиц «Нейроманта». Поскольку Гибсон в те годы еще грезил экранизацией этого романа, то права на образ Молли он не хотел отдавать Sony. Так появилась наемница Джейн, которая была почти как Молли, но с некоторыми отличиями — чтобы адвокаты не могли спросить за используемый образ. Но все эти уловки Гибсона пропали впустую — никто так и не взялся за экранизацию «Нейроманта».

Есть версия фильма, которая длиннее обычной на 7 минут. Это не «режиссерская версия» — удлиненная версия делалась для азиатского рынка и в ней просто больше сцен с Такеши Китано. А из добавленного в эту версию, помимо Такеши, я увидел только фрагмент, как дельфину колют наркоту. Дельфин-дешифровальщик, работающий на героине — а вот это уже шутка, похожая на Гибсона.

А ведь мне когда-то нравился этот фильм. Давно. Четверть века назад. А сейчас вот пересмотрел… Чему там нравится? Убогий грим, те еще актеры, так себе съемки, охапка нелепых и хаотичных идей в сценарии. Да-да, нечастый пример годного киберпанка на экране. И всё. Если вывести за скобки ностальгию, то плюсов у фильма почти и не остаётся.

6/10

Поделиться ссылкой:

Фильм «Джонни-мнемоник» (1995)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх