Оригинальное название: The Thirteenth Floor.
Лос-Анджелес. 1999 год. Компания Фуллера создаёт систему виртуальной реальности, в которой имитируется Лос-Анджелес 1937 года. Виртуальная реальность «населена» тысячами «единиц» — ИИ, которые считают себя настоящими людьми и не знают, что их город не настоящий. Фуллера убивают, а полиция считает главным подозреваемым его помощника и наследника, Дугласа Холла. Холлу необходимо узнать, что на самом деле случилось с Фуллером и как это связано с их программой.
Три главных фильма 1990-х о виртуальной реальности вышли в самом конце десятилетия, в течение 15 месяцев. В порядке выхода — «Темный город», «Матрица» и «Тринадцатый этаж». В прокате отбился только один фильм из тройки — самый попсовый, самый высокобюджетный и с самыми большими вложениями в маркетинг. Естественно, «Матрица».
«Темный город» стал «культовым». В узких кругах, но всё же. А вот «Тринадцатый этаж» навсегда остался в людской памяти с ярлыком «Матрица» для бедных». Мало кем замеченный, много кем обруганный и не покрывший в прокате даже своего скромного бюджета (у «Матрицы» бюджет был в четверо больше).
«Симулакрон-3». Это роман Даниэля Галуйе. Роман еще аж 1964 года. Роман про персонажей, которые вдруг осознают, что они живут в виртуальном мире. Повторюсь — 1964 год. Сказать, что братья (или сестры, или на что они там сейчас отзываются) Вачовски по полной пользовались идеями «Симулакрона-3» в своем фильме — ничего не сказать. Только вот эти трансгендеры из скромности забыли упомянуть о Галуйе в титрах «Матрицы». А вот «Тринадцатый этаж» — вполне себе официальная экранизация «Симулакрона-3». Да к тому же еще и не первая — роман впервые экранизировали еще в 1970-х.
Роман в «Этаже» экранизировали не дословно. Так, только общие идеи и некоторые персонажи. Симуляция города 1930-х, смерть Фуллера и Холл, который пытается во всем разобраться. А так — создатели фильма были вольны «идти» в какую угодно сторону. Они пошли в сторону детектива.
Если «Матрица» (в последний раз упоминаю, честно) была просто аттракционом с яркими спецэффектами, плюс «философия в блестящем виниловом костюме» (цитата из последней «Матрицы»), то «13 этаж» был снят, как типовой нуар. Но в фантантураже. Он, роковая она, полицейский, пара трупов и загадка — кто же на самом деле убийца. И вот этим очень неплохим нуаровским детективом прикрыли фантидеи фильма — про виртуалку в виртуалке и так далее. Сделали развлечение не столько для глаз, сколько для мозга. Получилось у создателей «Этажа» отлично. Только концовка с переносом сознания на уровень выше выглядит совсем уж натяжкой — но без этого хэппи-энд никак не получался.
Итог — «Тринадцатый этаж» не окупился в прокате. Не прям провал-провал, но собрал он мало. Скорее всего, позже продюсеры всё-таки вернули вложения за счет ДВД и ТВ. Почему так вышло? Ну, неонуары в 1990-х и позже имели тендецию к неокупаемости. («Секреты Лос-Анджелеса» 1997 года были чуть ли не единственным исключением из череды провалов неонуара в кино.) А «Этаж» до кучи не мог похвастаться ни особо качественной картинкой (бюджет), ни особо известными актерами (они в фильме хорошие, но не настолько известные, чтобы зритель шел в кино ради них). И заложенные в фильм фантастические идеи, где еще мозг надо было включать — это тоже не слишком играло на успех проката.
В результате, «13 этаж» ушел в людской памяти куда-то в тень. И помнят о нем лишь немногие энтузиасты фантастического среднебюджетного кино. А зря — хороший был фильм.
8/10
Хороший фильм, мне тоже нравится.
А как тебе «Экзистенция» Кроненберга? В ту же тему крутое кино.
Как визионер, Кроненберг бесконечно крут. А вот с сюжетами у него не всегда было гладко. Конкретно «Экзистенция» мне не очень понравилась — хотя визуальный ряд там был интересный. Правда, я этот фильм смотрел в год выхода и уже 20 с лишним лет не пересматривал. Надо будет как-нибудь глянуть — может мнение и поменяется.