Впервые я услышал эту запись в середине 90-х. Пиратская кассета (RONEeS, помните такие кассеты?) с каким-то альбомом группы Шах и этот концерт, озаглавленный “ЭСТ. Монстры Рока”. Шах, хоть и был своим, “теплым ламповым”, но пел на английском, потому и прошел мимо меня. Ну что я, нормального англоязычного трэша не слышал? А вот ЭСТ тогда зацепил. Может быть потому, что это была одна из первых услышанных нормальных русскоязычных роковых групп. На русском ведь тогда как было — панк был широко представлен, говнорокерам вообще имя миллион было. А что потяжелее? Ну, Мастер. Ну, Обелиск. Ну, Коррозия. И всё, абзац, слушайте детишки Костю Кинчева, и радуйтесь что хоть кто-то у нас умеет на гитаре играть.
И вот, случайно услышанный E.S.T. Быстренько я тогда собрал его всего — там не так много записей оказалось на тот момент. Один нормально изданный альбом, парочка альбомов с фиговым качеством — сейчас бы назвали демками, а тогда я и слова такого не знал. И вот эта концертная запись. И песни в основном все повторялись на разных альбомах. Вот почему так всегда? Понравится какая-нибудь группа, а у них всего десяток-другой песен за душой. А какой-нибудь Шевчук в это время уже записывает свою юбилейную десятитысячную композицию, на свою юбилейную двадцатую мелодию.
Итак, концерт. Концерт этот состоялся 28 сентября 1991 в Тушино, Москва. Фестиваль “Monsters of Rock”. С каждым годом истории о количестве народу на том фестивале становятся всё мюнгхаузнее и мюнгхаузнее. Триста тысяч человек, полмиллиона, шестьсот тысяч, миллион. Сейчас вот уже начинают поговаривать, что народу там было больше полутора миллионов. Ну-ну. Ничего, еще лет двадцать пройдет и заслуженные историки будут рассказывать достоверные факты о том, что на том фестивале было всё население СССР, вместе с челядью и домашним скотом. Но факт остается фактом — действительно дохера там было народу.
Играли звезды — Pantera, AC/DC, еще какие-то поп-группы. Ну и вот от России E.S.T. — на разогреве, так сказать. Потому и сет такой небольшой — минут на 25. В народе шептались, что эта запись ни фига не концертная, а записали потом всё в студии и наложили звук толпы. Не знаю, свечку не держал, но запись вполне себе качественная — наши тогда так не умели, но на том фестивале за звук отвечали импортноговорящие люди, потому так и вышло.
Запись, кстати, гуляла долго под разными названиями. Первое официальное издание было в Германии под названием “Live In The Outskirts Of Moscow”. У меня была пиратка с названием “Монстры Рока”. Сборная солянка с того концерта гуляла под названием “Monsters In Moscow”. Еще была версия “Live in Moscow Outskirts”. Всякие вариации со словами “Москва” и “Монстры”. И в конце 90-х в Россию эту запись выпустили уже более-менее легально под названием “В Тушино”. Название прижилось и при переиздании в начале нулевых на CD Мистерией Звука концертник так и остался “В Тушино”.
Оформление. Джевел. Четырехстраничный буклет. В буклете фото группы, инфа о записи и тексты всех песен. С текстами косяк — названий песен нет, тексты идут сплошняком, разбирайтесь сами какая где. На инлее коллаж из фоток группы — не все концертные — разные, разных лет. На заднике фото с концерта, треклист и состав.
Слушаем. Собственно, концертных вещей тут семь. Одна, Bully, свежая на тот момент, и нигде кроме как здесь, не засветившаяся, отличный трек из разряда “мы сами себе отличные АС/DС”. Остальные шесть — золотой фонд группы в то время. Все шесть были на одноименном группе альбоме. Существенно изменили аранжировку только “Московских окраин” — из резвого боевика сделали какую-то затянутую муть, типа Ганс-н-Розес. А остальное всё — ништяк. “Сука”, “Батька”, “Десять веселых лет” — пожалуй, тут самые ударные версии этих песен. Бодрые подпевки в “Катюше”, да и в остальных песнях — это бэк-вокалы самой группы, но кажется, что это всё Тушино подпевает вместе с группой. Волшебные руки звукорежа, чего уж там.
Концерт получился диво какой удачный. Он короткий и ударный. И слушается как набор боевиков. Даже балладка “Катюша”, в альбомной версии довольно тоскливая, исполняется так, что, по ощущениям, слушаешь ударнейший качевый хит. Таких мощных концертов у ЭСТа я больше и не слышал.
На добивку на диске записаны еще три студийные песни. Первая, Hush-Hush Show, бодро, но без изысков — еще один трек имени братьев Янгов. Вторая, Moscow-N.Y.-Moscow, это сольное творчество гитариста ЭСТа Василия Билошицкого — он там спел и сыграл на всех инструментах, кроме барабанов. Кстати, во время концерта Билошицкого в составе группы не было — его подменял какой-то сессионщик — а Василий на пару лет свалил в Черный Обелиск, потом, правда, вернулся. Стилистически — монументальный блюзец, сначала вообще не пошел, со временем я им как-то проникся, и стал с удовольствие слушать.
Третий бонус, песня We`ll Be Back. Написана Сагадеевым как гимн для какого-то там фестиваля или турне тяжелых групп. Банальный хард-рок — акустика в первом куплете, утяжеление во втором, и хоровый припев. Ничего особенного. Но! Эту песню исполняет целая куча вокалистов. Ну вот в какой еще песне можно услышать, как поют вместе Кипелов, Крупнов, Носков, Арутюнов и еще дофига других? Ну вот этим она и ценна. Нормально так вышло.
И эта же песня на диске есть в виде клипа. Клип — обычная безбюджетная дрянь, но хоть мордашки знакомые в кадре мелькают. Можно конкурсы устраивать — кто есть кто в русском роке. И поскольку речь идет о диске начала нулевых, то качество записи чрезвычайно убогое. Разрешение 352 на 288 не вызывает чувства ностальгии? Вот и у меня нет.
Итого. Отличный концертник. И пока E.S.T., уже в нулевых, не выпустил парочку отменных альбомов, эта запись была наилюбимейшей среди всех у группы. Да и сейчас иногда переслушиваю — ностальгия, что поделать.
9 / 10
Один комментарий к “E.S.T. — В Тушино (1992)”