Оригинальное название: Dick Francis — Bonecrack.
Одиннадцатый роман Фрэнсиса. Вышел в 1971 году.
Нил Гриффон в юности ушел из дома и зарабатывал на жизнь своим умом. С годами он стал преуспевающим бизнес-консультантом. Но когда однажды его отец — владелец конюшни и тренер — сломал ногу, то Нилу пришлось брать на себя управление бизнесом отца. В этом самый момент итальянский мафиози Ривера решил, что его сын должен стать выдающимся жокеем. Жокеем, выступающим на лошадях Гриффона. И похищенному Нилу был поставлен ультиматум — либо сын мафиозо станет жокеем, либо конюшня будет уничтожена бандитами.
В 1970 году у Джеймса Хэдли Чейза вышел роман «Снайпер», в котором владелец тира учит стрелять сына мафиозо. Год спустя у Фрэнсиса вышел роман «Перелом», в котором конный тренер учит выступать на скачках сына мафиозо. Не будет кидаться некрасивыми словами про плагиат — у Фрэнсиса его нет, но это кое-что говорит о том, в какую сторону Фрэнсис посматривал в поисках идей для новых книг.
А вот что у Фрэнсиса можно найти, так это самоплагиат. Лошади, жокеи, тренеры и прочие атрибуты конного спорта — это то, что у Фрэнсиса кочевало из романа в роман. Это еще не самоплагиат, это намеренно выбранная стилистика. Это антураж для его историй. О чем еще писать бывшему жокею?
Но в 1968 году у Фрэнсиса вышел роман «Ставка на проигрыш». В котором рассказывалось о том, как бандиты прессовали честного журналиста Джеймса Тайрона. Тайрон держался до последнего и в конце всё разрешилось почти само собой. Бандиты почти случайно упали в реку и утонули. Счастливый финал.
И вот в 1971 году у Фрэнсиса вышел роман «Перелом», в котором бандиты прессовали честного тренера Гриффона. Гриффон держался до последнего и в конце всё разрешилось само собой. Бандиты из-за случайности перестреляли друг друга. Тоже счастливый финал. И вот это уже похоже на самоплагиат.
В целом, детективные перипетии в романе на троечку. С минусом. Но у Фрэнсиса, как обычно, роман тянут персонажи. Характеры, судьбы. Этот роман построен на взаимоотношениях двух пар «отец — сын». Отец и сын Гриффон. Оба любят лошадей, но сын в молодости ушел от отца, чтобы найти своё призвание. Отец и сын Ривера. Сын хотел бы вырваться из-под опёки отца, но тот ему этого не позволяет. Вот на драматических пересечениях и противоположностях обоих пар Фрэнсис и написал «Перелом».
Читать роман как детектив — так себе идея. Читать его как английскую версию семейных разборок Евгения Васильевича и Василия Ивановича (Базаровых, если что) — это надо очень сильно любить подобную литературу. А круги любителей детектива и любителей разных драм не так много пересечений имеют, чтобы вторые обратили внимание на Фрэнсиса.
6/10