Экранизация одноименного романа Уолтера Мосли.
1948 год. Лос-Анджелес. Ветеран войны Изи Роулинз потерял работу и ищет новую. Знакомый бармен сводит Изи с гангстером Девиттом. Девитту надо отыскать в городе девушку по имени Дафни и Изи берется за эту работу. Ведь он и так уже пропустил оплату по закладной на дом. Простая работенка, которая должна была сделать Изи на пару сотен баксов богаче, оборачивается несколькими трупами и полиция уже всерьез планирует «закрыть» его. Тогда Изи зовет на помощь друга детства — отморозка Мауса.
Причина, по которой Девитт обратился именно к Изи, в том, что Дафни любит шляться по негритянским клубам. Изи будет несложно пройтись по подобным заведениям, ведь он тоже негр.
Роман «Devil in a Blue Dress» вышел в 1990 году. Дебютная работа писателя Уолтера Мосли. О, роман стал дюже популярным. Частный детектив — негр, в Лос-Анджелесе 1940-х. Отличная идея. Чтобы черные братья покупали книгу своего черного брата. Критики пели осанны. Мосли проснулся популярным. Он до сих пор пишет — одна только серия про Изи насчитывает полтора десятка романов, не считая всего остального. А его дебютная работа попала в руки киношникам.
Сценарий написал Карл Франклин. Он же стал режиссером. На роль Изи позвали Дензела Вашингтона (еще не получившего тогда свой «Оскар»). Так себе решение, потому как по книге Изи — молодой негр, а Вашингтону в тот момент уже было 40 лет. Его напарника Мауса сыграл Дон Чидл (еще не получивший тогда свою номинацию на «Оскар»). Девитт — вечно зеленый Том Сайзмор. Дафни — Дженнифер Билз (Бетт из «Секса в большом городе»).
Фильм сняли. Он вышел осенью 1995 года. И благополучно провалился в прокате, собрав около половины своего 27 миллионного бюджета. Но это не потому, что фильм был таким уж плохим. Просто тогда нео-нуары были не в особом почете у американских зрителей. Вспомнить хоть провал «Скалы Малхолланд», вышедшей через год после «Дьявола». Чтобы воскресить жанр из мертвых, понадобились «Секреты Лос-Анджелеса», вышедшие через 2 года после «Дьявола».
Фильм был вполне себе на уровне. Запутанный детективный сюжет. Приличные актеры. Большие шляпы, большие пистолеты. Просто, в отличие от старых детективных фильмов, в «Дьяволе» на первом плане бегали два негра, а не белый дядька, типа Хамфри Богарта или Орсона Уэллса.
Роман Мосли издавался на русском. Один раз, в 1998 году. Правда, переводчик романа и переводчик фильма общего языка не нашли. Потому как роман назывался «Дьявол в синем», Мауса перевели, как Крысу, и так далее.
Я чего про роман вспомнил. Я его читал, так что есть, с чем сравнить фильм. В книге была хорошая идея. А вот всё остальное было не очень. Книга стала популярной вовсе не потому, что Мосли хороший рассказчик.
В фильме избавились почти от всех косяков Мосли. Книжные глупости резали и выбрасывали большими кусками. При этом события первого часа фильма являются точным переносом событий романа на экран. А дальше Франклин повыкидывал муть Мосли и занялся отсебятиной. Были выкинуты вбоквельные линии. В романе Изи не только негр, но еще и еврей, так что когда он ненадолго отвлекается от «боли и страданий черного народа», то обязательно переключается на «боль и страдания еврейского народа». В фильме от еврейских корней Изи избавились — зрителю вполне достаточно того, что Изи негр.
Изменили мотивацию Дафни — из банальной воровки она стала высокоморальной девушкой, заботящейся о своем женихе. Джуниора в фильме не сделали убийцей. Уменьшили количество убийств. Изи в конце фильма не берет деньги Дафни, в отличие от книги. Ну, и так далее.
Замах был сразу на серию фильмов об Изи. Но фильм провалился. Серия обломилась. Мосли больше не экранизировали, хотя сценарии для телевидения он еще писал. Актеры двинулись дальше, в свои следующие фильмы. Карл Франклин снял еще несколько провалившихся фильмов, после чего перекочевал на телевидение — снимает отдельные серии для сериалов, типа «Карточного домика, «Родины» и «Охотника за разумом». «Дьявол в голубом платье» затерялся в резюме всех сопричастных — а зря, хороший был фильм.
8/10