
В 2013 году «Издательский Дом Мещерякова» пообещал выпустить всю серию о Фандорине в виде фильдеперсовых книг красоты неописуемой. (Обещания насчет всей серии не сдержал, но я пока не об этом.)
Первой книгой серии стала, естественно, «Азазель». Вышла она весной 2013 года. Большой формат — 205 на 260 мм. 320 страниц. Если кто читал «Азазель», то должны помнить, что это произведение на роман тянет достаточно условно, скорее на большую повесть. И если не прибегать к большому шрифту и огромным полям, то страниц в ней 150-170 книги нормального размера от силы. Значит, все остальные страницы — элементы оформления. Смотрим.
Переплет сделан «под кожу». Но это картон с тиснением. Смотрится отлично. Пока новая и в пленке. Чуть помаешь в руках и весь эффект пропадает. К тому же царапается на раз, и после начинает выглядеть совсем страшненько.
Бумага в книге великолепная. Меловка. Матовая. Чуть затемненная, из-за чего создается эффект старины.

Уже по первой странице текста видно, как Мещеряков порешал проблемы верстки и размещения крупных иллюстраций. Никак. Текст и рисунки в книге запросто могут быть ориентированы по разному.

Еще через пару страниц становится понятным принцип наполнения книги иллюстрациями. Это рисунки, гравюры, открытки, картины тех времен, в которые происходят события романа.

Иногда попадаются и документы. Как, например, табель о рангах тех времен.

Иногда прямо на страницах с текстом вставлены небольшие рисунки, поясняющие некоторые слова.

Также в тексте романа есть текстовые вставки с пояснением слов и терминов. Причем такие вставки совмещены и с обычными сносками, которые расположены внизу страницы.


Со временем понимаешь, что интересные документы и картинки у Мещерякова закончились, и книгу набивали всякой лабудой, примерно подходящей по смыслу. Фотографии случайных людей и «типовых кабинетов». Серьезно?

Вот, например. В тексте упоминается Клеопатра. Значит сделают врезку с текстом о Клеопатре. А рядом пихнут портрет Клеопатры 19-го века. Зачем? Что, кто-то не знает, кто такая Клеопатра? И какое отношение ее портрет имеет к «Азазель»? Да никакого. Просто для объема.

И таких вот «ненужных» картинок в книге, как грязи. Вот, например, в тексте упоминается «телефон». Значит будет врезка об «аппарате Белла» и рядом рисунок с ним же. Очень нужная вещь. И да, в книге есть ляссе — на этой картинке его видно.
В общем, что казалось поначалу отличной идеей — интересные романы в подарочном оформлении, оказалось на поверку пшиком. Картинки, наковырянные из интернета. Причем картинки, по моему, искали по принципу — на каждую страницу надо по иллюстрации. Значит надо найти на странице хоть какое-нибудь слово, к которому гугл-поиск выдаст хоть какой-то рисунок. И вкрячить этот рисунок в книгу. В независимости от того, насколько он подходит или нужен книге. Отличный подход.
Мещеряков успел выпустить еще второй роман о Фандорине — «Турецкий гамбит», после чего серию свернули. Сам Мещеряков говорил, что соскочил Акунин. Думается, какой-то процент лукавства в таких заявлениях есть — эта книга много лет в магазинах лежала. Почему-то народ не особо хотел покупать это «богато иллюстрированное подарочное издание». Интересно, почему?