Джеффри Дивер — Пустой стул (2000)

Джеффри Дивер — Пустой стул (2000)

Третий роман в серии «Линкольн Райм». Вышел 9 мая 2000 года.

Оригинальное название: Jeffery Deaver — The Empty Chair.

Линкольн Райм и Амелия Сакс приезжают в какое-то американское Мусохраново, штат Северная Каролина. Там находится больница, в которой Райму должны сделать операцию, после которой его состояние может улучшиться. (Никто не забыл, что Райм — инвалид-колясочник?) И пока Райм ожидает операцию, к нему за помощью обращается полиция — местный подросток похитил двух женщин. Причем вторую всего пару часов назад. Теперь Райм должен проанализировать улики и понять, куда пацан отвел своих жертв. Как обычно, его глазами, руками и ногами на месте преступления становится Амелия Сакс.

В одном только этом романе Дивер реализовал сразу три стандартных книжных приема.

Первый. «Рыба, вытащенная из воды». Райм оказывается вдали от своего стандартного оборудования и вынужден анализировать улики с помощью скудного инвентаря. Любят детективщики периодически своих героев отправить подальше от их привычной среды обитания. В случае с Раймом это означает, что ему в книге приходится поменьше полагаться на свои навороченные томографы, и больше напрягать свой большой мозолистый мозг. И больше общаться с людьми.

Второй. «Забегание вперед». Это когда описывается какое-то событие, а уже потом рассказываются действия персонажей, приведших к этому событию. Что-то вроде описания полицейской засады, и уже потом читатель узнает, как беглецы избежали этой засады. Прием интересный, но Дивер откровенно перебарщивает с ним — когда что-то подобное повторяется за книгу десяток раз, то уже начинает сильно утомлять.

Третий. «Хороший/Плохой». Бывает так в книгах, какой-то отрицательный персонаж оказывается хорошим. Или самый положительный герой оказывается злодеем. В какой-то момент автор просто меняет добро и зло сторонами. Дивер походу решил довести эту идею до абсолюта. Или до фарса. Потому что на дистанции романа таких перевертышей не один, не два, и даже не три. В какой-то момент это уже откровенно надоедает, и становится уже пофиг — кто же там на самом деле хороший, и кто же там плохой. Такое ощущение, что дай Диверу еще полсотни страниц, он бы еще пару раз крутанул мировозрение героев от законно-доброго до хаотично-злого и обратно.

Минус у книги тот же, что и у ее предшественниц. Все слишком полагаются на Райма. Только раньше это не так в глаза бросалось. Пока нью-йоркские полицейские ждали заключение Райма, то это было хоть чуть похоже на правду. А вот когда в «Пустом стуле» местные полицейские, как свои пять пальцев знающие округу, часами ждут, пока чужак скажет им куда идти — это уже глупость.

А в плюсах у книги то, что Дивер создал многоходовую историю, в которой нет ничего лишнего. Нет зависших персонажей, нет незавершенных линий, нет тупиковых ходов. Да в книге вообще нет никаких лишних данных. Каждую мелочь, всплывающую на страницах книги, Дивер сумел вплести в одну большую историю. Молодец — так продумать роман, это дорогого стоит.

Итого. Получилось хорошо. Если только закрыть глаза на некоторые условности всей серии о Райме.

8 / 10

Поделиться ссылкой:

Джеффри Дивер — Пустой стул (2000)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх