Ян Флеминг — Шпион, который меня любил (1962)

Ян Флеминг — Шпион, который меня любил, первое издание, 1962 год

Девятый роман о Джеймсе Бонде. Вышел 16 апреля 1962 года.

Открываем книгу…

23-летняя женщина по имени Вивьен Мишель работает администратором в мотеле. Последний день сезона, Вивьен осталась в мотеле одна — завтра приедет хозяин, которому она сдаст ключи, а он выплатит ей зарплату. Одиноким тоскливым вечером Вивьен вспоминает свою жизнь. Как обучалась в монастыре в Канаде. Как переехала в Англию. Как парень лишил ее девственности и сразу после этого бросил.

Четверть книги долой. А я всё никак не могу понять, что это за лабуда…

Затем у Мишель появилась работа. Пошли трудовые будни. Новый друг. Беременность. Любовник заставил Вивьен сделать аборт и бросил ее.

И вот уже половина книги прочитана. Закрываем книгу и внимательно смотрим на обложку. Автор — Ян Флеминг. И это роман о Джеймсе Бонде. Который к середине книги в ней даже и не появлялся. И уже чисто из желания узнать, каким боком эта сопливая муть относится к серии о грозном 007, читаем книгу дальше…

В мотеле у Вивьен появляются незваные гости. Два бандита. Хозяин мотеля хочет сжечь свою собственность. Из-за страховки. И на пепелище должны найти труп Вивьен — мол, администратор случайно подожгла вверенное ей имущество и сама погибла при пожаре. Все попытки Вивьен сбежать ни к чему не приводят и она уже отчаивается.

Но тут у случайно проезжавшего мимо Джеймса Бонда спускает колесо и он решает остановится в том самом мотеле, в котором Вивьен прощается с жизнью. Бонд вникает в ситуацию. Расправляется с бандитами. Спит с Вивьен. А утром уезжает дальше по своим делам. Вивьен общается с полицией и тоже уезжает из сгоревшего мотеля. Конец.

Я с невероятным удовольствием закрываю эту идиотскую книгу.

Вот такой эксперимент Флеминга. Написать роман про Бонда от лица женщины, которая с этим Бондом случайно встречается. Вероятно, на стадии замысла это выглядело шикарно. Раз уж суперприключений канва сюжета не предусматривала, то сделать «фишкой» то, что разборки Бонда с бандитами показаны от лица человека постороннего, далеко от обычных друзей и врагов Бонда. И если бы Флеминг смог посвятить похождениям Бонда с точки зрения Вивьен, роман целиком, то, возможно, это было бы и интересно. В получившемся же варианте — в котором почти полкниги описывается жизнь Вивьен до появления бандитов, а Бонд появляется лишь тогда, когда роман уже довольно сильно переваливает за середину — интерес к чтению убивается задолго до появления 007.

В итоге, «Шпион, который меня любил» выглядит так, будто Флеминг решил переквалифицироваться в автора дамских романтических романов, а где-то посреди процесса написания ему настучал по голове издатель со словами «нужно больше Бонда». И получился у Флеминга на выходе такой вот Франкенштейн — полкниги из одного жанра, полкниги из другого.

Когда роман вышел, то читатели его прокляли, а критики на нем отоспались. Заслуженно. Впервые за свою писательскую карьеру, Флеминг получил настолько жесткий прием. Это его поразило — вероятно потому, что как любой популярный писатель он уже и сам начал верить в свой исключительный литературный дар. А тут вот вмешалась реальность. Отозвать тираж Флеминг уже не мог, но он запретил переиздавать роман на территории Великобритании. (Флеминг умер через два с половиной года после выхода «Шпиона», а его наследники сняли этот запрет. Воля предка — штука хорошая, но деньги — это деньги.)

Понятно, что киношники хотели права на этот роман. А Флеминг не хотел, чтобы про этот роман вообще вспоминали. В конечном итоге, они договорились так — Флеминг продает права на роман, киношники обязуются в фильм ничего из романа не включать. То есть официально были проданы только права на название романа. Не самый частый случай в истории.

2/10

О других произведениях про Джеймса Бонда вы можете почитать по этой ссылке.

Поделиться ссылкой:

Ян Флеминг — Шпион, который меня любил (1962)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх