Ян Флеминг — Из России с любовью (1957)

Ян Флеминг — Из России с любовью, первое издание, 1957 год

Пятый роман о Джеймсе Бонде. Вышел в апреле 1957 года.

Джеймс Бонд слишком часто переходил дорогу СМЕРШу и Советы решили его ликвидировать. Но не просто тихо устранить, а сделать из его смерти громкий скандал, чтобы опорочить как имя Бонда, так и всю британскую разведку. Для этого СМЕРШ привлекает к операции красивую шифровальщицу Таню Романову, которая, по легенде, влюбилась в Бонда по фотографии. Устранить Бонда должен Донован Грант, английский перебежчик, ставший главным палачом СМЕРШа. Не подозревающий о нависшей над ним угрозе Бонд вылетает в Стамбул на встречу с Романовой.

Президент Кеннеди, помнится, в 1961 году назвал «Из России с любовью» в десятке своих любимых произведений. Но это больше говорит о Кеннеди, чем о романе Флеминга. Потому как «Из России с любовью» один из самых беспомощных произведений о Бонде. У Флеминга было слишком мало идей для романа, потому многие десятки страниц он заполнил пустой болтовней.

Ровно треть романа Бонд вообще не появляется на его страницах. СМЕРШ думает над его устранением и лучшие советские кадры — офицеры контрразведки Грубозабойщиков, Кронштейн и Клебб — думают, как это лучше сделать. Подробно расписываются биографии почти случайных людей. Два десятка страниц «убито» только на Гранта. При том, что для сюжета глубоко пофиг на его историю. То же самое и Грубозабойщиковым, и Романовой и всеми остальными.

Во второй трети романа таки появляется Бонд. Он шляется по Лондону, летит в Стамбул (десяток страниц только на его переживания во время полета). Общается с турками, знакомится с тамошними цыганами. В этой части есть минимальная «движуха», но она там вставлена «от фонаря» — только для того, чтобы роман не выглядел путеводителем по Стамбулу, и никак не работает на развитие сюжета.

И только в финальной трети романа, когда Бонд и Романова садятся в «Восточный экспресс», начинается хороший шпионский роман о Бонде. Со шпионами, убийствами, хитрыми планами и стандартным «а сейчас, мистер Бонд, я расскажу вам свой злодейский план». Финальная треть романа хороша, но что делать с первыми двумя третями?

Понятно, что в 1950-х роман получил признание публики. Флеминг бывал в Стамбуле, ездил на «Восточном экспрессе» — так что он вписал в роман множество подробностей, оживляющих повествование. Плюс, конечно, влажные фантазии автора по поводу СССР. (При чтении которых главное фэйспалмами не убиться.) Через десятилетия «подробности» потускнели, а вот убогость сюжета начала слишком уж бросаться в глаза при чтении.

Даже если закрыть глаза на развесистую клюкву по поводу русских, турок и цыган — сможет кто-нибудь объяснить, зачем в романе нужны первые 100 страниц?

Думается, что Флеминг и сам понимал, что исписывается. Он устал от Бонда, устал от литературы. Если кто не, то в конце «Из России с любовью» Флеминг убивает Бонда — в номере парижского отеля его смертельно ранит русская шпионка. Но читатели проголосовали фунтом и приключения ОО7 продолжились. В следующем романе серии, «Доктор Но», то, что Бонд выжил, объясняется стечением обстоятельств и «одним шансом на миллион». В общем, очередная вариация на бессмертное «Выбравшись из пучины, Рокамболь мощными гребками поплыл к берегу…» дю Террайля.

Если не считать парочки последних прижизненных романов Флеминга, то «Из России с любовью» является самым слабым романом о Бонде. Потому что Флемингу было не о чем писать, а по контракту писать надо было. Получилась пустышка, которая из-за рекламы Кеннеди и выхода одноименного фильма продавалась миллионными тиражами.

2/10

Поделиться ссылкой:

Ян Флеминг — Из России с любовью (1957)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх