Второй роман из серии о Харри Холе. Вышел в 1998 году.
Оригинальное название: Jo Nesbø — Kakerlakkene.
После успеха “Нетопыря” Несбё уволился с работы и уехал в Таиланд. За вдохновением. И пока он там ошивался, написал вторую свою книгу, “Тараканы”. Опять про полицейского-алкаша Холе и его очередные приключения, естественно, в Таиланде.
Сюжет. В Таиланде убивают посла Норвегии. В борделе. Чтобы чего не всплыло в ходе расследования, власти Норвегии посылают в Таиланд ничтожного алкаша Холе, дабы он там посуетился немного и потихоньку закрыл дело. К несчастью для властей Норвегии и многих других, Холе как раз в этот момент завязывает с бухашкой и действительно начинает расследовать убийство посла.
Между выходом “Нетопыря” и “Тараканов” прошло меньше года, но уровень прозы Несбе улучшился так, будто между романами десять лет и ПСС в десяти томах разнообразной прозы. Несбё умудрился избавиться почти от всех явно выпирающих недостатков своей прозы. Так сказать, от уровня Дэна Брауна до уровня Роберта Харриса, и это за несколько месяцев.
Нудные описания в духе “турист в незнакомой стране” сменились искусно вплетенными в повествования фактами о Таиланде. (Только, как и в “Нетопыре”, Несбе увлекается тремя вещами — шлюхами, наркотой и педиками, но на фоне описаловки Таиландский будней с педофилией, коррупцией и прочим, это не так бросается в глаза.) Нудные рассказы о жизни Холе практически исчезли, а те что есть, тоже нормально работают на сюжет (кроме того Несбё пробрасывает мостики на следующие книги — история с сестрой Холе, или первая стычка с Волером). И, самое главное — расследование. Расследование тут есть и оно продолжается с первых страниц до последних.
Многоходовки преступников, пересекающиеся расследования, ложные следы, мафия — Несбё наворотил много всего, и смог выдержать драйв до самого конца книги. Уже после прочтения понимаешь, что нового автор ничего не изобрел, воспользовался наработками старших товарищей, например Агаты Кристи — мотив убийцы взят из “Смерти в облаках”: убить родственников, жениться на наследнике; организация алиби взята из “Таинственного происшествия в Стайлз”: самостоятельно навлечь на себя подозрения полиции в дебюте; отвлекающее параллельное расследование много где было у Кристи, например в “Кошке среди голубей”.
С преступлениями Несбё слегка переборщил — убийца тут просто уберменш, распланировавший несколько преступлений буквально по секундам, и метавшийся чуть не с секундомером по всему городу. Даже неудобно, что в его замысел своими грязными лапами влезла полиция. В общем, эта часть несколько старомодной получилась у Несбё.
Итого. Перечитывать уже будет не интересно — зная концовку, слишком много несоответствий будут выпирать из текста, но на один раз — более чем. И в отличии от “Нетопыря” по этой книге становится понятно, почему цикл о Харре Холи стал таким популярным.
7 / 10