Ю Несбё — Красношейка (2000)

Ю Несбё — Красношейка (2000)

Третий роман из серии о Харри Холе. Вышел в 2000 году.

Оригинальное название: Jo Nesbø — Rødstrupe.

К написанию своего третьего романа Несбё подошел на позиции автора двух очень успешных романов. И даже удивительно, но норвежец в такой ситуации взялся еще улучшать качество своей прозы. Некоторые писатели всю карьеру монотонно штампуют похожие романы, но нет, Несбё этого показалось мало. И он написал “Красношейку”. И именно с этого романа началась слава Несбё не как локального норвежского автора, но как писателя с мировым именем.

Отличие “Красношейки” от предыдущих романов лучше всего описал сам Несбё в своей автобиографии: “Первые две книги были как соло на гитаре, а третья была уже как партитура для оркестра”. Тут я с гражданином Ю согласен полностью, потому что в “Красношейке” автор постарался максимально разнообразить обычную детективную схему “преступление — расследование — раскрытие преступления”. Хотя бы тем, что сюжетных линий здесь несколько, и они расположены в разных временных отрезках.

Первая сюжетка в романе рассказывает о похождениях норвежских добровольцах Ваффен СС во время Второй Мировой. Бои под Ленинградом, потом Вена и Гамбург. И вот на таком фоне разворачивается детективная история, все тайны которой раскроются только через полвека. Тема про добровольцев в СС скользкая и сложная, а Несбё однозначно не встает ни на одну из сторон, да еще устами героев даёт этим легионерам отмазки типа “мы воевали не за Гитлера, мы воевали против большевиков”. Бывшие добровольцы обижаются, что страна не оценила их душевные порывы и после войны их пересажала, а мне с этой стороны поребрика кажется, что за добровольную (!) службу в героических войсках СС тюремные сроки в год-два-три как-то маловато, и было бы правильнее их всех перестрелять нахер. Ибо нефиг.

Вторая сюжетная линия происходит в настоящем. Один, до поры до времени безымянный, дедушка решает реализовать свой персональный “День Шакала” и очень долго и обстоятельно к нему готовится. Тут Несбё развернулся по полной, выдав смесь из Форсайта, Пронинской “Женщины по средам” и Блоховского “Психо”. История старика — лучшее, что есть в книге и про его похождения интереснее читать, чем за попытками полиции его вычислить и остановить. К тому же Несбё в этой части сумел пару раз удивить — например момент, когда старик вкалывает какую-то дрянь в дерево за полгода до дня Д, чтобы потом листва этого дерева не помешала выстрелу.

Роль комиссара Лебеля из “Дня Шакала” здесь примеривает на себя наш старый знакомый полицейский-алкоголик Харри Холе. Именно он на протяжении полугода пытается вычислить кто, где и когда попытается неизвестно кого убить. Да, Холе впервые показан в родной среде, не в экзотических странах, а дома, в Осло.

Эти большие сюжетные линии украшены виньетками из линий второстепенных. История Хелены в 40-х, история Ракель, история неонацистов, история Эллен, некоторые другие. Всё это украшает роман, а заодно дает автору возможность поиграться с ложными следами. И это хорошо, вносит разнообразие в повествование. Да, еще радует то, что Несбё исключил гомосексуалистов из повествования, в отличии от первых книг.

Теперь о минусах. Во-первых, по итогам романа остаются подвешенные сюжеты. Вероятно, это связано с тем, что сам Несбё позиционирует этот роман как первую часть трилогии об Осло, состоящую из романов “Красношейка”, “Немезида” и “Пентаграмма”, и недополученные сейчас ответы мы дополучим в других книгах. Я еще только собираюсь прочитать остальные романы, но предполагаю, что это будет так. (Есть еще вариант, что автор тупо забьет, как, например, забил Холе на изнасилование сестры, по поводу которого он так убивался в “Тараканах”.) Во-вторых, феерическая тупость Эллен, из-за которой Принц (пока) ушел от наказания. Тут Несбё просто не продумал ситуацию, и там остались логические дыры. В-третьих, концовка не впечатлила. Несбё умело весь роман нагнетает и нагнетает, а кончается всё бестолковой суетой. К тому же после убийства Браннхёуга убийца вычисляется на раз, а до конца книги там еще ой как много страниц. И совсем уж огорчают ответы на все вопросы, написанные в мемуарах убийцы, заботливо дожидающихся Холи на столе. Из всех способов подачи материала, такой — самый плохой.

Итого. Небезупречный, но очень приличный роман норвежца. И к тому же следить за прогрессом Несбё от книги к книге — одно удовольствие.

7 / 10

Поделиться ссылкой:

Ю Несбё — Красношейка (2000)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх