Эл Робертсон — Взломанные небеса (2015)

Эл Робертсон — Взломанные небеса (2015)

Дебютный роман Робертсона. Первый роман серии «Station». Вышел 18 июня 2015 года.

Оригинальное название: Al Robertson — Crashing Heaven.

Солдат возвращается с войны в свой город. Он болен, и жить ему остается несколько месяцев. Встречается с бывшей любовницей, кабацкой певицей. Встречается с бывшим другом, мужем любовницы. Возобновляет расследование дела об убийстве, которое начал перед уходом на войну, семь лет назад.

Отличный нуар. Прям по учебнику. Вот только любовница и ее муж давно мертвы, а умрет солдат из-за того, что его тело захватит подселенный ему в мозг искусственный интеллект. И действие романа происходит не на этой планете.

Робертсон до выхода своего первого романа лет десять разминался рассказами, а «Взломанные небеса», несмотря на то, что его сразу объявили первым романом серии, получились полностью законченным произведением. В современных книжных реалиях, когда каждый безвестный новичок сразу стартует с планами «я эту историю сумею уместить в восемь трилогий», подход Робертсона вызывает уважение.

Ничего особенного Робертсон не изобретал, просто грамотно перетасовал идеи старших товарищей — нуарные книги Хэммета и иже с ними, идеи про ИИ Уильяма нашего Гибсона, и вселенную «Матрицы».

Собственно, мир Робертсона — это вывернутый наизнанку мир «Матрицы». Что было бы, если бы люди, подключенные к Матрице, не только знали об этом, но и всячески приветствовали? Человечество по Робертсону живет на небольшой космической Станции, каком-то оборудованном для жизни астероиде, потому как Земля давно уже уничтожена. И все люди подключены к общей сети, которая хоть как-то раскрашивает их жизнь. Что видит человек без сети — грязные улицы, безвкусная еда. Сеть добавляет людям ярких красок, вкуса пищи, и прочее. Потому жизнь вне Матрицы для обитателей Станции кажется невозможной. Понятно, чтобы такое было возможным, человеческий мозг должен уметь выполнять компьютерные программы.

И, кстати, о программах. Правят станцией могучие ИИ, называемые богами. (Привет, Гибсон.) Корпорация богов называется Пантеон. Боги поделили всё населения меж собой, и управляют, курируют, наставляют каждого человека на Станции. Хреново у них там с атеизмом, раз каждый постоянно видит перед собой своего бога. Еще боги владеют всем программным обеспечением на Станции, и люди не могут купить себе никакую программу, а только взять ее в аренду. Чтобы было понятно, программы составляют огромную часть любого человека, от игры в футбол до рабочей профессии, потому никуда людям от богов не деться.

Часть свободных программ вырвались когда-то из под контроля богов и откололись от Станции. Сообщество свободных программ стало называть себя Тотальностью. Пантеон объявил Тотальности войну. Именно с этой войны вернулся главный герой романа, Джек Форстер.

Чтобы воевать со свободными программами, Джеку семь лет назад внедрили в мозг «паяца» — ИИ с набором боевых программ. По истечении срока лицензии, «паяц» возьмет под контроль тело Джека — и до этого момента остается несколько месяцев после возвращения Джека на Станцию. Вот Джек и тратит последние недели своей жизни, чтобы расследовать старое убийство, которое он когда-то не успел раскрыть.

А помогут ему в расследовании фетчи. Раз уж люди на Станции состоят, в том числе, из внедренного им в мозг программного обеспечения, то их «жесткие диски» не исчезают после смерти физического тела, а отправляются в специальное пространство, под названием «Гробовые драйвы». И с «драйвов» их можно выдернуть в мир живых. Сознание умершего тела и называется «фетч». На станции фетч штука достаточно распространенная — родители живут с умершими детьми, супруги постоянно вызывают свои погибшие половинки. Ну а Джек пользуется фетчами, чтобы раскрыть старое убийство.

Расследование в книге довольно вялое, а примерно с середины полностью понятно куда ведущее. Игры богов Пантеона, которые манипулируют Джеком ради своих профитов. Ну да фиг с ним — от Хэммета и Чандлера здесь только манеры, но не маневры. Но. Во-первых, мир романа, хоть и сотканный из чужих идей, получился очень интересным. А интересный мир в современной литературе уже большая редкость. Во-вторых, Робертсон интересно пишет. Джек и его паяц получились на отлично. Паяц ведь обладает разумом, и всю книгу в голове Джека идут диалоги, споры, ругань между двумя персонажами — самим Джеком и его паяцем. Такая вот научно обоснованная шизофрения.

Итого. Отличный роман дебютанта. Обычно, но приятно читаемая, развлекаловка. Плюс интересные идеи в устоявшемся болоте современной фантастики.

Через год в Забугории вышел второй роман Робертсона, «Waking Hell». Судя по тому, что на русском его даже не обещают, то продажи «Взломанных небес» издательство не устроили. Жаль.

8 / 10

Поделиться ссылкой:

Эл Робертсон — Взломанные небеса (2015)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Пролистать наверх