Чайна Мьевиль — Последние дни Нового Парижа (2016)

Чайна Мьевиль — Последние дни Нового Парижа (2016)

Повесть Мьевиля. Вышла 9 августа 2016 года.

Оригинальное название: China Mieville — The Last Days of New Paris.

Очередной безумный город от Мьевиля. На этот раз Париж. Альтернативный.

1941 год. Американский оккультист и инженер Парсонс оказывается в Париже. Попадает в тусовку сюрреалистов. И необычное устройство Парсонса впитывает в себя все возможные идеи сюрреалистов. Последующие события приводят к тому, что это устройство (названное С-бомбой) взрывается в центре Парижа. 

С-бомба «оживила» идеи сюрреалистов и по Парижу стали шляться «манифы» (от «манифестаций сюрреалистов») — ожившие скульптуры, картины и просто идеи. Париж стал совсем уж альтернативным. Самыми важными солдатами Сопротивления становятся сюрреалисты — они разбираются в манифах и используют сюр для важных дел. Например, у опытного сюрреалиста винтовка стреляет куда надо, а не туда, куда нацелена.

Нацисты же в это время заигрывают с силами Ада. Поэтому вместе с манифами по улицам Нового Парижа рассекают демоны.

Действие «Последних дней» происходит в 1950 году. Война еще идет, Париж всё еще оккупирован. Боец сюр-сопротивления Тибо встречает американского фотографа Сэм. Вдвоем они должны сорвать очередной коварый план нацистов.

По сюжетной линии Тибо и Сэм — короткий трэшевый рассказ. Который в иной другой книге можно было бы уложить страниц в 20-30. Но всё остальное место в «Последних днях» Мьевиль расписывается в любви к сюрреализму. На страницах книги десятками шляются манифы, «позаимствованные» авторов из работ сюрреалистов 20-30-х годов. В конце книги есть приложение на 35 страниц, объясняющее, откуда позаимствованы некоторые манифы. По прочтению приложения понимаешь, как же мало в нем объяснено — и тут уже либо лезть в интернет и искать информацию самостоятельно, либо махнуть рукой. (Еще невероятный вариант — самому заранее знать про всех этих сюрреалистов.) Я махнул рукой — основные понятия сюрреализма и так знал, какие-то знаковые работы, типа «изысканных трупов», тоже были знакомы. А больше для чтения «Последних дней» и не требуется.

Помимо работ сюрреалистов, на страницах «Последних дней» шляются и сами сюрреалисты. Реальные личности. В конце книги есть краткие биографические справки по персоналиям — еще 20 страниц.

В оригинале «Последние дни Нового Парижа» обозначен, как «novella». То есть по-русски — повесть. При издании на русском, «Эксмо» сделало шрифт, интерлиньяж и поля побольше и растянуло эту повесть на 350 страниц. Это нормально для современного книгоиздания — правообладатель (то есть агент, а не сам писатель) редко когда разрешает объединять в одном томе произведения современных авторов. Но из-за такого объема книги кто-то умный решил, что это очередной роман Мьевиля. На каком-то сайте «Последние дни» были добавлены в библиографию автора, как роман. Теперь эта ошибка кочует с сайта на сайт, что есть неверно.

Читать «Последние дни» стоит, если вам уж очень нравится стиль Мьевиля, его описания и игры словами. Начинать знакомство с Мьевилем с «Последних дней» — нет, не стоит. Фантдопущение в книге — «оживший» сюрреализм — очень уж на любителя, а «магистральный» сюжет — очень уж ни о чем.

7/10

Поделиться ссылкой:

Чайна Мьевиль — Последние дни Нового Парижа (2016)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх