Хосе Карлос Сомоза — Соблазн (2010)

Хосе Карлос Сомоза — Соблазн (2010)

Внецикловый роман.

13-й роман Сомозы. Вышел 31 мая 2010 года.

Оригинальное название: Jose Carlos Somoza — El Cebo.

Наживки, филии и псином. Мир, который почти такой же, как наш. Но другой.

Представьте себе мир, в котором сумели разгадать «псином». Это как геном, но в области психологии. Все люди отсортированы по своим «филиям» — это совокупность тех признаков, на которых «клинит» человека. Кому-то подавай Красоту, кому-то Труд, кому-то Двойственность. Ну и так далее.

И есть «наживки» — это полицейские агенты, которые в совершенстве знают все филии и способы воздействовать на них. Эти способы называются «масками». Маска — это всего лишь набор из нескольких движений, выражения лица и еще пары штрихов. То есть «наживки» шляются по злачным местам, выявляют маньяков, с помощью «масок» заставляют их слететь с катушек и далее передают их в полицию.

Ну, честно говоря, так себе идея с этими наживками. Но Сомоза так увлекся живописанием быта, истории и теории наживок, что слегка потерялся в детективной составляющей.

А детектив тут такого плана. Маньяк, похищающий и убивающий женщин. Мало того, с ним даже профессиональные наживки справится не могут. И тогда на охоту за этим маньяком выходит лучшая из наживок — Диана. Которая, кстати, в начале романа уже написала заявление на увольнение, но, как обычно, у нее осталось одно последнее дело.

Поначалу события романа кажутся происходящими в «нашей реальности». Обычный мир. А наживки — ну просто талантливые актеры, ну в психологии шарят. Но чем дальше читаешь «Соблазн», тем больше понимаешь, что это ни разу не наш мир. Или наш, но в далеком будущем. Чтобы подчеркнуть это, Сомоза вводит в повествование ядерный взрыв в Мадриде, который для персонажей «Соблазна» — дело давно минувшее, а для нас дело еще не произошедшее.

Когда роман переваливает за середину, становится понятно, что наживки у Сомозы — это такие сверхчеловеки с почти неограниченными возможностями. Что-то вроде «исполнить пару па дома у зеркала и маньяк поползет к тебе на карачках через полгорода, изнывая от желания». А финальная схватка наживок (что, кстати, очень логично — кто может стать достойным противником для такого сверхчеловека? Только другой такой же сверхчеловек) совсем уж выскальзывает из нашей реальности. Куда там Людям-Икс с их лучами из глаз. В «Соблазне» всё гораздо круче. Например, парой движений головы так запудрить мозги человеку, чтобы он пошел домой, убил любимого сына и изнасиловал любимую дочь.

Сомоза, как обычно, шикарен и невероятен. И его задумка о псиноме, замешивающая пьесы Шекспира (а именно из них взяты все «Маски») и фрейдистский психоанализ, читается отлично. Но именно увлечение автора своей выдуманной теорией ухудшило детективную интригу. Ну вот не интересная у него вышла триллерная составляющая, недопиленная.  И последний акт (по аналогии с пьесами) про противостояние двух Чарльзов Ксавье оказался до смешного неинтересным.

Не, прочитать «Соблазн» стоит. Потому что Сомоза. Потому что интересные теории. Потому что Шекспир. Но не стоит удивляться тому, что после прочтения романа от него останется легкое чувство неудовлетворения. И это тоже наверняка какая-то филия.

7/10

Поделиться ссылкой:

Хосе Карлос Сомоза — Соблазн (2010)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх