Оригинальное название: Fred Vargas — L’homme aux cercles bleus.
Первый роман серии о комиссаре Адамберге. Вышел в 1991 году.
Французские детективы всегда выделяются на фоне детективов других стран, как европейских, так, и тем более, американских. Они жестче, мрачнее, психологичнее. Вообще, последние лет 15 самые жесткие триллеры ассоциируются с двумя французами — Тилье и Гранже. И вот взялся я читать еще одного француза — Варгаса, и получил что-то до изжоги пушистое и плюшевое. Неожиданно.
Может это потому, что Фред Варгас — это не француз, но француженка Фредерик Одуан-Рузо. И детектив у нее вышел чисто дамским. Что-то похожее на старые романы Сименона, но без своего Мэгре. Не, в книге есть преступление — четыре убийства, есть хитроумный убийца (чересчур хитроумный, с нереальными планами, но на бумаге выглядит красиво), есть его разоблачение. А вот полицейского расследования нет.
Есть комиссар Адамберг — руководствующийся сугубо своей интуицией, и забивающий на стандартные методы расследования. По мнению Варгас, расследование в исполнении Адамберга выглядит так: «Адамберг сел за свой стол и начал рисовать в блокноте. Спустя месяц он понял, как именно произошло преступление.» Странный Адамберг занимается странными вещами, чтобы в конце книги, безо всяких к тому предпосылок, разгадать коварные планы убийцы. Есть помощник Адамберга, Данглар (отец-одиночка пяти детей), уравновешивающий его инфантильность и рефлексию. Данглар отвечает в книге за голос разума и стандартную полицейскую работу. При этом работать Данглар может только до трех часов дня, потому как к этому времени он уже напивается в говно. Каждый вечер Данглар нажирается до биомассы, чтобы утром снова стать идеальным полицейским. Варгас вообще алкоголиков в жизни видела? Я вот видел, потому в такие сказки ни разу не верю.
Хрен с ним, если бы книга была сосредоточена на полицейских, но Варгас эн-ную часть книги сосредоточена на прочих странных персонажах, один причудливее и нелепее другого — будто дело происходит не в Париже, а в Твин Пиксе. Автор-то скорее всего гордится, что создала такую причудливую галерею человеко-карикатур, но как же сложно продираться при чтении через всю эту муть. Хотя в конце книги Варгас каждому персонажу этого зверинца нашла место в общей истории, но до этого момента еще дочитать надо.
Итого. Вот читаешь книгу и думаешь — сейчас начнется детектив. Или вот сейчас начнется детектив. И вот может сейчас он всё-таки начнется. Ну, может хотя бы после пары трупов детектив начнется? Не-а, ничего в этой книге так и не начнется — краткие всплески активности в середине книги, да последний десяток страниц — вот и весь детектив. А всё остальное — ниочемная болтология, нудные воспоминания, да парад странных персонажей. Ладно хоть книга по объему не очень большая.
4 / 10