Девятый роман Тилье. Вышел в октябре 2010 года. Первый роман кроссовера серий о Франке Шарко и Люси Энебель.
Оригинальное название: Franck Thilliez — Le Syndrome E.
Первый прочитанный мною роман Тилье, еще когда он издавался в России под названием «Монреальский синдром». Теперь вот «Азбука» перевыпустила его под названием, больше похожим на правду. Перевод, впрочем, тот же самый, что был и раньше.
Среди романов о Шарко, «Синдром Е», пожалуй, лучший. Запутанный, но логичный. Увлекательный. Со всем спектром стандартных фишек Тилье — от психологии до физиологии. Плюс не самая стандартная идея.
Понятно, что речь у Тилье идет о маньяках. Но не о стандартных маньяках, такого добра сейчас на рынке воз и тележка, а больше о полуфантастических идеях проявлений маньячества. В общем, в «Синдроме Е» Тилье, со всеми своими глобальными заговорами, ЦРУ, околонаучным бредом и обилием кровищи, максимально приблизился к творчеству еще одного француза, Жан-Кристофа Гранже.
Итак, чего сделал Тилье. У него было две непересекающиеся серии, про Франка Шарко и про Люси Энебель. В каждой серии вышло по два романа. А затем Тилье объединил этих двух героев в одном романе. Этом. Понятно, что эти герои из разных городов еще только должны были познакомиться. А значит в романе есть несколько сюжетных линий, которым предстоит пересечься.
Линия Энебель. Людовик Сенешаль покупает таинственную старую кинопленку у сына покойного коллекционера. Смотрит ее. И слепнет. Набирает случайный номер на своем телефоне и попадает на свою бывшую подружку Энебель. Теперь заинтересовавшейся Люси предстоит узнать тайны этой кинопленки и почему за этой записью охотятся убийцы. Разгадка тайн пленки — самое интересное, что есть в романе.
Такой увлекательный квест, с подробным погружением в способы и приемы старой съемки. Методики, скрытые кадры, двойное изображение. И отсылки к куче старого кино, от Бунюэля до «Ада каннибалов». Так что, если разбираетесь в старых фильмах, то удовольствие от прочтения будет больше. Энебель же ни хрена не изменилась по сравнению с первыми романами про нее, «Комнатой мертвых» и «Фантомной памятью». Всё та же фанатичная кукла-полицейская, разве что дочки ее подросли.
А вот второй персонаж, Франк Шарко, развивается. Только не в ту сторону, в которую бы хотелось развиваться самому Шарко. Потому как Шарко, по итогам романов «Адский поезд для Красного Ангела» и «Медовый траур», серьезно поехал головой и теперь он галлюцинирующий шизофреник. И на работе он держится только за счет друга-начальника.
Линия Шарко. В небольшом городке обнаруживают захоронение с пятью сильно изувеченными трупами. Для помощи следствию из Парижа приезжает комиссар Шарко. Вот только Шарко в тот момент еще не знает, что чтобы найти убийцу, ему придется слетать в Египет, повстречаться с Энебель и вместе с ней разгадать тайны старой кинопленки.
Как написал выше, Тилье стандартным путем о маньяках не пошел, а сосредоточился на работе человеческого мозга и его повреждениях, которые могут привести к жестокости. Нулевой пациент, жестокость, передающаяся от человека к человеку. В работе мозга я ни хрена не понимаю, так что насколько бредово звучат идеи Тилье, судить не буду. Вот рассказы о пленке моим знаниям не противоречат. А самое жуткое место в романе — рассказ о сиротах Дюплесси, я полез проверять в инете, и выяснил, что Тилье написал правду о них. Вот так вот, реальность иногда страшнее любого вымысла. Вообще, весь роман написан очень жестко — порубленные на кебаб люди, эксперименты на детях, абсолютно беспросветная концовка.
При этом Тилье грамотно выстроил интригу. Все ответы получены. Все ружья выстрелили. Все виновные получили свое. И всё это без тупняка в поступках героев и сюжетных провисаний. Идеально выстроенный триллер. Так что «Синдром Е» однозначно в мемориз.
10 / 10